Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную


Рубрики

Система Orphus

Личностные аспекты молодежного самоуправления

автор: Prutchenkov
Молодежное самоуправление (личностный аспект)
Развитие самоуправления как социального феномена сегодня является официальной государственной политикой, которая зафиксирована в Конституции Российской Федерации отдельной главой № 8, где в статьях №№ 130-133 изложено понимание местного самоуправления, его основные функции и правовые гарантии его существования. Следовательно, вопросы организации самоуправления школьников и молодежи — это вопросы государственной политики, которые заслуживают самого серьезного внимания.
Развитие самоуправления школьников и молодежи — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего в лице школы, учреждений дополнительного образования), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у молодежи чувства ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях.[1]
Первое принципиальное положение, на которое следует обратить внимание, заключается в том, что, несмотря на внутренне присущую самоуправлению самостоятельность, в школьном возрасте эта деятельность нуждается в определенной педагогической помощи, минимальной и дозированной поддержке профессиональных педагогов, а также взрослых, прежде всего членов семьи.
Это одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы и других учебных заведений, а в более узком аспекте  — качество корпуса управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, то есть будущее страны.
Самоуправление как педагогический феномен давно является объектом изучения. Практически все ведущие педагоги, многочисленные научно-педагогические школы и коллективы в той или иной мере рассматривали этот вопрос и на практике реализовали свои теоретические выводы.
Специально не касаясь истории вопроса, кратко подчеркнем, что школьное и молодежное самоуправление, существовавшее в советской школе в виде пионерских и комсомольских организаций, давало свои результаты, к  которым можно относиться по-разному, но одно очевидно — молодой человек, прошедший эту школу самоуправления, оказался в большей мере подготов­ленным к жизни, ее трудностям и проблемам, готовым к  эффективному сотрудничеству и т.д.
Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую жизнь, не пройдя школу самоуправления, поэтому вынуждены восполнять данный пробел опытным путем. Но этот опыт многим из них очень дорого обходится. Подобная ситуация существует и до сих пор в большинстве школ и регионов России.
Значимость самоуправления возросла настолько, что дальнейшее игнорирование работы в этом направлении просто не допустимо. При этом речь не идет о вытеснении самоуправлением других видов педагогической деятельности. Оно органично сочетается и с образованием, и воспитанием, и дополнительными занятиями по интересам.
Но, естественно, что восстановление в правах самоуправления проходит непросто. К сожалению, многие педагоги полностью превратились в преподавателей-предметников, забыв о воспитательной функции школы, которая в условиях кризиса российской государственности, экономики, духовности приобретает особое значение.
Сегодня настало время не только декларировать необходимость введения (или восстановления) самоуправления школьников, но и заниматься практической систематической работой как с педагогами, так и с учащимися, которые также нуждаются в разъяснении значения этого вида деятельности.

Организация самоуправления — это не только отклик на требования жизни. В основе еще более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что ХХI  век, безусловно, будет еще более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берет свои корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, которое превращается в необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека с минимальными потерями средств и времени.
Основной целью организации самоуправления школьников является создание благоприятных условий для интеллектуального, духовного, эмоционального и физического развития юных граждан России как ответственных членов местных, национальных и международных сообществ, их активная и позитивная социальная адаптация.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
— создание системы самоуправления на всех уровнях,[2] что позволит обеспечить оптимальные условия для развития молодежи;
— создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы самоуправления на всех уровнях;
— подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демо­кра­тическом обществе, функционирующем по законам свободного пред­при­нима­тель­ства и живущего в четком правовом пространстве;
— формирование навыков социальной мобильности, воспитание современной электоральной культуры;
— помощь юным гражданам в формировании российского государ­ст­венного самосознания, воспитание любви к Родине, ответственности за будущее России;
— укрепление физического, душевного и эмоционального здоровья юношей и девушек;
— помощь в выработке воли и морально-психологических качеств, необхо­димых для того, чтобы быть успешными в жизни, в полной мере реализовать личностный потенциал, отстоять при необходимости свои духовные ценности, защитить близких и свое Отечество;
— содействие государству в отборе, воспитании, образовании, профессиональной подготовке и трудоустройстве молодых людей, обладающих высокими лидерскими качествами и организаторскими способностями;
— образо­ва­тельная поддержка талантливой российской молодежи, помощь в профессиональном становлении, достижении высокого уровня социальной зрелости.
Содержание, определяемое целью и задачами самоуправления, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития российского общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других социальных сфер жизни, а также проблемами формирования подрастающего поколения и основными тенденциями развития данного феномена.
Остановимся на некоторых личностных аспектах самоуправления, учет и реализация которых позволяет получить максимальный педагогический эффект от этого вида деятельности. Сразу подчеркнем, что данные аспекты являются по своей природе объективно-субъективными, то есть в свой основе опираются на объективные, естественные закономерности развития личности, и в то же время — субъективными, то есть поддающимися контролю и коррекции со стороны человека и социума. Такая двойственная природа, с одной стороны, создает дополнительные трудности и проблемы в организации самоуправления, с другой, — действует независимо от внешних обстоятельств, помогая ребенку адаптироваться к жизни, оберегая его от серьезных психологических потрясений в будущем.
Первым из аспектов назовем «Индивидуальную социальную адаптацию» (или социальную практику). Это  процесс постоянной тренировки адаптационных механизмов личности. Для наглядности введем образ  «колпака», который имеется в арсенале каждого человека для того, чтобы в случае необходимости закрывать им свою душу, не пуская в нее слишком назойливых собеседников. Вспомните простую житейскую ситуацию, когда вы, например, входите в вагон метро или в городской автобус. Сама ситуация не предполагает активного, а тем более доверительного общения, поэтому практически все пассажиры надевают своеобразный защитный колпак, который и оберегает наши нервы от различных неприятностей. Мы молча добираемся до нужной станции и… Далее по ситуации: если мы приехали на работу, то входим в образ работника (ученика, начальника, сослуживца), а если вернулись домой, то принимаем на себя другую роль (сына, брата, мужа, отца и т.д.). Эта роль и определяет наш стиль общения.
Этот механизм «психологической защиты» (его мы и  называем «колпак») должен постоянно тренироваться, как и любой другой орган или мышца. Если этого не происходит, то он атрофируется, перестает функционировать, «ржавеет». И в этом случае наступает трагическая ситуация: человек уже не может быть откровенным и искренним, он хотел бы поговорить по душам, то есть приподнять свой «колпак» (читай — снять или отменить психологическую защиту), но увы… он прочно прирос и его уже невозможно сдвинуть, приподнять, обнажить свою душу.
Чтобы этого не произошло, мы предоставляем школьнику возможность постоянных доверительных контактов с самыми разнообразными людьми. Прежде всего, это малая группа, в которой ребята имеют возможность обсуждать планы своей работы, предстоящие походы или социальные проекты, рассказывать о своих трудностях и проблемах, делиться новыми знаниями, впечатлениями. Взрослые также могут выслушать, помочь, проконсультировать, посоветовать и т.д. Наконец, это сама социальная практика, то есть общение с разными слоями населения при проведении различных акций,  проектов, встреч и мероприятий. Все это дает возможность тренировать свой механизм «психологической защиты», понимая, что все люди разные и нужно уметь избрать тактику общения в каждой конкретной ситуации.
Второй важный аспект — «Формирование положительной „Я“ — позиции». Суть самоуправления заключается в том, что это эффективный способ формирования и укрепления положительной «Я» — позиции. Каждый подросток имеет возможность укрепиться в позитивном отношении к своему «Я», то есть осознать свои сильные стороны и получить одобрение окружающих.
Прежде всего, это происходит через уважительное отношение к мнению каждого члена малой группы. Любой из ребят может высказаться по любому вопросу. И что самое важное — он будет услышан, его мнение будет учтено. В организации нет принципа обязательности решений большинства для меньшинства. У подростка всегда есть право отказаться от того, что ему не по душе, что противоречит его собственным взглядам и убеждениям.
Кроме того, каждый школьник может найти способ утверждения своего «Я» в реальном деле, проверив себя в одном из социальных проектов, взяв на себя долю ответственности за общее большое и интересное дело.
Третий аспект можно назвать так «Познание себя через дело», который ориентирует каждого школьника на постоянное самообразование, саморазвитие, самосовершенствование, но прежде всего с помощью конкретного дела, социального проекта или какой-то другой практической деятельности. Это не означает, что ребятам не нужны теоретические знания. Разумеется, в основе любого планируемого дела должны лежать определенные знания, только, осваивая какую-либо науку, навигатор должно постоянно помнить о том, что все что он узнает, может быть использовано на благо окружающих людей. Основной смысл этого аспекта в том, что каждый навигатор находится в постоянном поиске оптимального сочетания научных знаний и практики их использования.
Другая сторона этого психологического аспекта — возможность максимально адекватного познания себя именно в процессе реализации конкретного плана, намеченного малой группой. Все виды деятельности, связанные с планированием, организацией и реализацией конкретного дела, дают прекрасную возможность попробовать себя, понять свои возможности, «открыть» способности и т.д.  Выполнение конкретных действий, исполнение различных социальных ролей, чувство ответственности, которое является лучшим стимулом саморазвития — все это помогает навигатору осознать себя, внести определенные коррективы в программу самовоспитания.
Логическим продолжением является четвертый аспект — «Переживание ситуации успеха». Об этом написано много интересного и полезного, поэтому укажем лишь на то, что дает школьнику участие в самоуправлении. Прежде всего, это возможность время от времени (причем независимо от успехов в овладении школьными предметами) становиться первым, «Олимпийским чемпионом», постоять на пьедестале почета, примерить на себе лавровый венок победителя. Именно этот аспект является принципиально важным, так как, к сожалению, часто в подростковом возрасте за ребенком уже закрепляется определенный ученический статус, например, «середнячок», или другими словами «что с него взять». Подростки это хорошо чувствуют и перестают стремиться к изменению своего статуса с помощью учебных предметов. А самоуправление, только не формальное, а организованное на демократических принципах, открывает перед любым из них широчайший спектр возможностей: от простого «избирателя» до «Президента школьной республики», от «работника по найму» до «Председателя Правительства» и д.т.
Причем, в данном случае не имеют значения (по крайней мере определяющего) твои учебные успехи (хотя они не лишние). Важно именно желание и готовность взять на себя часть ответственности, выделить свое свободное время для работы на общее благо, умение понимать других людей, готовность к сотрудничеству. А простор для проявления своих индивидуальных интересов, удовлетворения личных потребностей, или как сегодня принято говорить «пространство для самореализации» открывается практически неограниченное. Разумеется, ограничения есть. Они прописаны как в реальных федеральных законах, в частности, в гражданском, административном и даже уголовном кодексах, в уставе школы и ее дополнительных регламентах. Главное — у каждого есть реальная возможность и перспектива быть (побыть) в ситуации успеха, почувствовать радость достижения, победы, восхищения окружающих. Все это запоминается надолго, если не навсегда. И является лучшим стимулом дальнейшего саморазвития.
Таким образом,  в настоящее время целесообразно пересмотреть ряд традиционных представлений об одном из важнейших направлений педагогической работы, приступить или продолжить создание условий для перемен в организации, формах и методах практической деятельности различных учебных заведений, детских и молодежных организаций, а также всех социальных институтов, принимающих участие и способствующих развитию самоуправления детей и молодежи.
Мы готовы и открыты для диалога по психолого-педагогическим аспектам детского и молодежного самоуправления. Кроме того, может быть, у вас есть своя организационная модель, реализация которой дает больший педагогический эффект. Пишите нам о своем опыте, найдите время поделиться своими разработками, планами и результатами.



[1] Самоуправление — это самостоятельность субъекта в управлении собственными делами. В современной интерпретации — самоменеджмент (self-management).

 

[2] Обычно выделяют несколько основных уровней самоуправления:  1-й уровень — самоуправление на уровне личности; 2-й уровень — самоуправление на уровне малой группы; 3-й уровень — самоуправление на уровне коллектива; 4-й уровень — самоуправление на уровне социальной общности; 5-й уровень — самоуправление на уровне народа, этноса, государства.


+1
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  1

Комментарии (1)

galinaxr, 4 сентября 2010, 12:54   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

Добрый день, Александр Сергеевич! Прочитала сейчас Вашу статью, готовясь к новой встрече со своими активистами в новом учебном году — спасибо за актуализацию важных моментов в организации работы в этом направлении. Наверное, немаловажными являются и личностные аспекты педагогического сопровождения УС. Каким должен быть педагог, курирующий УС в школе? Нужно ли назначать на эту должность или это должен быть личный позыв, личная инициатива? Во многих наших школах проблема с активной гражданской позицией самих педагогов. Вот такие мысли пришли на ум, сама себе задала вопросы.


Галина Степановна  Иксарь


ответить
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии и отправлять работы.