Департамент общего образования Томской области
Областное государственное учреждение
«Региональный центр развития образования»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2015 ГГ.» Разработчики проекта: отдел развития государственно-общественного управления образованием ОГУ «РЦРО». Адрес: 634050, Россия, Томская область, г. Томск, ул. Татарская, 16, кабинет № 17, телефон: 8 (3822) 51-56-66, е-mail: ogo@education.tomsk.ru
Введение. В период последнего десятилетия происходит глубокое переосмысление роли образования в жизни российского общества и каждого человека. Тенденции ускорения информационных потоков, возрастания конкуренции за различные ресурсы, глобализация, проблемы повышения качества жизни отразились и на системе образования, в первую очередь на его менеджменте, как механизме повышения эффективности бюджетных расходов, формирования и реализации гражданского заказа и рынка труда. Происходит переоценка условий, процессов, результатов образования для достижения нового качества. Особый приоритет в государственной политике занимает демократизация образовательного процесса через деятельность педагогических, родительских и ученических органов самоуправления, включение представителей образовательной политики в работу органов государственно-общественного управления образованием. Доказано практикой, что для обучающихся участие в работе органов самоуправления становится возможностью формирования базовых компетентностей личности, знакомством с будущей профессией.
В системе общего образования Томской области действуют разнообразные по структуре и уровню организации модели ученического самоуправления в 63% образовательных учреждениях. Однако устойчивого развития за последние 10 лет данная форма организации жизнедеятельности ученического коллектива так и не получила. По исследованиям ОГУ «РЦРО» органы ученического самоуправления эффективно работают только в 15-25% учреждениях региона. К причинам сдерживания развития практики самоуправления можно отнести: неэффективный менеджмент руководителей образовательных учреждений по созданию условий для развития ученического самоуправления (нежелание делегировать полномочия в управлении учреждением, поощрение активности обучающихся в досуговую сферу через деятельность общественных организаций, ограничивая их право на решение школьных проблем), а также низкая компетентность работников образования в вопросах развития ученического самоуправления (исключение ведущей правовой функции и подмена ученического самоуправления деятельностью общественных организаций, отсутствие нормативно-правового закрепления, педагогического проектирования и психолого-педагогического сопровождения развития органов ученического самоуправления). К причинам можно также отнести разное понимание обучающимися миссии самоуправления, что доказывает опрос участников всероссийского конкурса 2010 г., 36 % которых утверждают, что самоуправление выполняет поручения администрации, и только 45 % рассматривают администрацию школы как социального партнера. Никто из участников опроса не верит в самостоятельную деятельность ученического самоуправления.
Таким образом, сдерживание процессов самоуправления, как высшей формы жизнедеятельности организации, не только препятствует открытости и демократизации образовательного процесса, но и исключает практический образовательный потенциал самоуправления для развития человеческого капитала.
Цель проекта: организация Ассоциации лидеров и организаторов ученического самоуправления Томской области для продвижения идей демократизации образовательных учреждений, обеспечивающих развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Задачи проекта:
- создать ассоциацию из числа обучающихся, работников образования и заинтересованных граждан, имеющих позитивный опыт в организации ученического самоуправления и заинтересованных в его развитии;
- сформировать региональные сети профессиональных и молодежных экспертов для выявления, оформления и распространения позитивного опыта по созданию и деятельности органов ученического самоуправления в печатных изданиях, публичных мероприятиях, через взаимодействие в сети Интернет;
- обеспечить реализацию образовательных программ для обучающихся (лидеров) и курсов повышения квалификации для педагогических работников (организаторов) по вопросам развития ученического самоуправления на базе Центров гражданского образования, ОГУ «РЦРО» с привлечением специалистов АПКиППРО;
- организовать очное (мероприятия) и дистанционное (ресурсы сети Интернет) взаимодействие лидеров и организаторов ученического самоуправления на региональном и межрегиональном уровнях;
- организовать периодические исследования по вопросам развития ученического самоуправления в Томской области для использования результатов в проектах и программах систем образования;
- внедрять механизмы стимулирования к профессиональной деятельности руководителей и специалистов системы образования по созданию условий для развития ученического самоуправления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
№ п/п | Критерии и показатели | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
| Создание развивающегося сообщества из числа обучающихся, работников образования, представителей профессионального и местного сообщества, заинтересованных в развитии ученического самоуправления: | ||||||
| Численность Ассоциации: | 50 | 70 | 95 | 130 | 180 | 255 |
| работников образования; | 20 | 30 | 45 | 70 | 105 | 160 |
| обучающихся; | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
| выпускников; | 5 | 10 | 15 | 20 | 30 | 45 |
| муниципальное представительство. | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
| Степень удовлетворенности деятельностью в Ассоциации. |
| 65% | 70% | 75% | 80% | 85% |
| Количество реализованных инициатив (проектов) по развитию ассоциации | 1 | 5 | 10 | 20 | 40 | 80 |
| Создание механизма непрерывного выявления, оформления и распространения позитивного опыта по созданию и деятельности органов ученического самоуправления (социальные сети, оформленные практики, публикации, обсуждение). | ||||||
| Численность сети профессиональных экспертов. | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 |
| Численность молодежной сети общественных экспертов. | 15 | 17 | 20 | 25 | 27 | 30 |
| Количество опубликованных методических изданий. |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| Количество оформленных практик для распространения: | 17 | 29 | 44 | 61 | 78 | 85 |
| организации классного самоуправления; | 2 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
| организации самоуправления в основной школе; | 2 | 5 | 10 | 15 | 20 | |
| организации самоуправления в средней школе; | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 |
| организации самоуправления в гимназии, лицее; | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| организации самоуправления в учреждении дополнительного образования детей. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Количество активных сайтов в сети Интернет. | 5 | 10 | 15 | 20 | 30 | 45 |
| Количество пассивных сайтов в сети Интернет. | 12 | 19 | 29 | 41 | 48 | 40 |
| Создание условий для непрерывного образования по вопросам развития ученического самоуправления | ||||||
| Количество обученных лидеров в Центрах гражданского образования (более 18 ч.): | 450 | 540 | 630 | 720 | 840 | 960 |
| количество Центров ОУ, реализующих образовательные программы; | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 |
| количество Центров УДОД, реализующих образовательные программы; | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| представительство образовательных учреждений; | 100 | 115 | 130 | 150 | 170 | 200 |
| муниципальное представительство. | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
| Количество педагогических работников, прошедших обучение по модульно-накопительной системе ПК: | 100 | 115 | 130 | 150 | 170 | 200 |
| количество педагогических работников прошедших курсы ПК (72 часа); | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 |
| муниципальное представительство. | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
| Общее количество участников очных образовательных событий: | 500 | 575 | 660 | 760 | 875 | 1000 |
| Количество научно-практических конференций, форумов. | 4 | 6 | 6 | 8 | 8 | 9 |
| очных региональных конференций; | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
| очных межрегиональных конференций; | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| дистанционных межрегиональных конференций; | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 |
| действующих форумов в сети Интернет. | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
| Внедрение механизмов, обеспечивающих развитие практики ученического самоуправления в системе общего образования региона | ||||||
| Организация конкурсов | 5 | 6 | 6 | 7 | 8 | 8 |
| участие в региональных и федеральных конкурсах разработок в сфере развития образования; | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 |
| организация участия в федеральных конкурсах ученического самоуправления; | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| организация региональных конкурсов ученического самоуправления. |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| Публичное представление результатов реализации проекта | 16 | 23 | 28 | 35 | 40 | 45 |
| на очных региональных конференциях; | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
| на очных и дистанционных межрегиональных конференциях; | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
| в публичных докладах, размещенных на сайтах ДОО ТО и МОУО; | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
| на образовательных сайтах федерального уровня; | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| в муниципальных и региональных СМИ. | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 |
| Проведение исследований в области развития ученического самоуправления | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| участие в федеральных исследованиях; | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| проведение исследования уровня организации самоуправления; | 1 |
| 1 |
| 1 |
|
| проведение исследования социально-образовательных эффектов самоуправления. |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| Проведение мероприятий по совершенствованию менеджмента в сфере развития ученического самоуправления | 10 | 14 | 14 | 18 | 18 | 22 |
| представление результатов реализации проекта на коллегии ДОО ТО; |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| разработка методических рекомендаций по повышению эффективности ученического самоуправления; |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| представление результатов развития самоуправления на коллегиях МОУО и муниципальных советах ГОУО. | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
| Расширение количества социальных партнеров по вопросам развития ученического самоуправления | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
| органы управления образованием, научные и общественные организации федерального уровня; | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| органы управления образованием, научные и общественные организации субъектов РФ; | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| научные, профессиональные, общественные организации Томской области. | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Комментарии (1)
Проект по формированию ученического и студенческого самоуправления очень важный и крайне необходимый, если мы хотим создать гражданское общество.