Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 Система Orphus

Кому создавать инновационную экономику?

автор: Kalinina
Урванцева С.Е.
Является очевидным, что для реализации стратегии инновационного развития России как важнейшего условия выхода из современных кризисов и дальнейшего экономического роста необходима инновационная модель образования. Такая модель предполагает формирование творческой личности, начиная со школы, поэтому развитие творческого потенциала школьника является одной из важных целей общего образования.
Предпринимательская подготовка в этих условиях представляет собой предметную сферу, через участие в которой развивается творческий потенциал школьника. Школа не ставит и не может ставить цель — готовить предпринимателей из школьников. В то же время исследования показывают, что интерес школьников к предпринимательской деятельности существенно вырос (в рамках московского эксперимента — до 70%). Используя результаты теоретических и практических исследований, а также наличие такой мотивации, мы сформулировали цель предпринимательского образования  как «Развитие творческого потенциала школьника на основе обучения основам предпринимательской деятельности».
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие творческого потенциала школьника может ли быть одной из целей инновационного образования?
2. Необходимы ли школьнику знания и умения по основам предпринимательской деятельности?
3. Какова может быть цель предпринимательской подготовки в школе?
4. Согласны ли вы с нашей трактовкой цели школьного предпринимательского образования?
+4
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  8

Комментарии (8)

pbn69, 14 марта 2010, 08:41   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Ваша трактовка цели предпринимательского образования мне кажется вполне логичной, но есть несколько позиций, требующих уточнения.
Возможно, что развитие творческого потенциала является важной составляющей образования предпринимателей, но не может быть единственной. Пропадают знания, умения, навыки и эмоционально-ценностная составляющие.
Обозначая предпринимательскую деятельность как отдельную область образования, имеет смысл просто очертить её цель, как составляющую общей цели образования — присвоения Культуры человеком. Тогда можно сказать, что цель предпринимательского образования — создание условий для присвоение учащимися культуры предпринимательской деятельности.

ответить
SvetlanaUrvanzeva2010, 17 марта 2010, 20:40   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Логика Вашего рассуждения вполне понятна и вызывает уважение. Конечно, мы рассматриваем предпринимательскую подготовку школьников в общекультурном, а не в практическом аспекте. Именно поэтому постоянно подчеркиваем, что не осуществляем подготовку предпринимателей в школе. Наш подход заключается в том, чтобы «предпринимательскую сферу», интересную для современных школьников, использовать для улучшения общего образования (вот здесь системные знания и компетенции), формирования современных важных качеств личности и др. Для современных сложных условий жизни и деятельности человека (динамичных. комплексных и т.д.) адаптация к ним уже не может им соответствовать. Необходимо ориентироваться на «опережение». Вот почему мы ставим в качестве основной цели экономического (возможно и другого) школьного образования — развитие творческого потенциала личности. 
ответить
pbn69, 17 марта 2010, 21:26   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Я полностью с Вами согласен. Но развитие творческого потенциала — задача общеобразовательная.
К вопросу о предпринимательской подготовке я предложил бы рассмотреть специфику методов, которые в свою очередь имею творческую направленность
1. Деловые игры.
2. Изучение работы предприятий менторов
3. Встреча с деловыми людьми
4. Создание бизнес планов.
В конце концов, если есть кружки по авиамоделирования, почему не может быть кружков молодых предпринимателей *)

ответить
Marina, 15 марта 2010, 17:56   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
ГОУ лицей № 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга — Районный Ресурсный центр по теме: «Адаптация школьников к условиям деловой жизни общества»

Развитие творческого потенциала школьника невозможно осуществлять, если у ребенка нет интереса к учебному процессу.
В нашей школе проект «Обучение школьников предпринимательству» включен в образовательный процесс в рамках элективного курса «Основы предпринимательства для школьников». В самом начале курса перед школьниками-участниками проекта были поставлены вопросы: Как вы понимаете, что такое «малое предпринимательство»? Какие причины побуждают людей вести свой бизнес? Хотели бы вы в будущем заняться бизнесом?
Чаще всего учащиеся отвечают, что «малое предпринимательство» — это возможность заниматься любимым делом в удобное для себя время, быть независимым, самому находить пути для получения прибыли, возможность сотрудничать с людьми, которых выбираешь сам. Очень редко в качестве причины создания собственного бизнеса школьники дают ответ: чтобы разбогатеть. Видимо, понимают, что это непростое дело, требующее отдачи своего времени, сил. Далеко не все учащиеся старших классов дают положительный ответ на вопрос, «хотели бы вы в будущем заняться бизнесом?». Причина такого отношения к этой сфере деятельности очевидна: учащиеся имеют лишь общее представление о бизнесе, у них нет теоретических знаний, как это делать, зато есть страх, что не получится; неуверенность в себе, нет готовности, взять на себя ответственность за свою судьбу, за свой будущий бизнес.
Вызывает ли тема «обучение предпринимательству» интерес у учащихся? Безусловно, да. Следовательно, задача педагогов поддержать этот интерес, дать знания, показать, с чем придется столкнуться. И здесь экономические знания пересекаются с психологией человека.
Как часто в начале сложных размышлений о выборе профессии человек спрашивает себя: Кто я? Смогу ли я? — Происходит определенная оценка своих способностей, своих возможностей. Вот почему еще в школе у учащихся необходимо вырабатывать и воспитывать такие качества, как уверенность в себе, способность к самоутверждению, уравновешенность, толерантность, высокая мотивация к достижению успеха, готовность к сотрудничеству, объективность и др. Необходимо научиться общаться не только с друзьями, но и с другими людьми, в том числе с посторонними взрослыми. Учиться вести беседу, отстаивать свою точку зрения.
Знакомство с деятельностью предпринимателя достигает эффекта тогда, когда учитель ставит перед учащимся практические задачи, в процессе решения которых ребята могли бы использовать свои школьные знания в ситуации реальной жизни. В этом случае в процессе обучения развиваются такие качества, как гибкость, активность, умение работать в команде. Кроме того, ученики обретают понимание бизнеса, которое со временем позволит им начать свое собственное дело. Ниже представлены примеры учебных целей при обучении школьников бизнесу:
— усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в сфере предпринима¬тельской деятельности;
— формирование функциональной экономической грамотности, позво¬ляющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфе¬ре экономики и предпринимательства, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные послед¬ствия принимаемых решений;
— развитие навыков принятия самостоятельных экономически обосно¬ванных решений;
— освоение технологии создания собственного дела, определение наи¬более выгодных сфер бизнеса, планирования предпринимательской деятельности и составления бизнес-плана;
— выработка навыков проведения исследований экономических яв¬лений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм;
— формирование информационной культуры школьников, умение от¬бирать информацию и работать с ней на различных носителях, по¬нимание роли информации в деятельности предпринимателя.
Наряду с теоретической подготовкой мы ориентируем учащихся на поиск реально действующей фирмы, которая готова сотрудничать с образовательным учреждением. И это оказалось самым сложным. Ребята не видели необходимость в практической части работы, откладывали визит в фирму. Причиной такого поведения была неуверенность в себе, страх, что взрослые не захотят с ними общаться. Отношение предпринимателей тоже было самым разным и необходимо было найти именно тех руководителей, которые бы захотели работать с детьми.
Освоение новых видов деятельности шло постепенно. На практических занятиях школьники изучали культуру делового общения, тренировались, как сделать деловой звонок, чтобы не дрожал голос, как договорится о встрече с занятым, деловым человеком – представителем фирмы. Учились создавать вопросы для интервью и учились их задавать. Шаг за шагом, порой очень медленно, преодолевая свой страх и сомнения, дети шли к цели, каждый в своем ритме и темпе. Во время посещения фирмы школьники должны собирать сведения о деятельности предприятия, потом обрабатывать полученные полученную информацию и в конце защитить проект «Презентация компании».
Весь класс делится на группы по 3 – 4 человека по собственному желанию, и здесь опять возникли вопросы: как распределить обязанности в группе? кто подготовит материал? кто осуществит техническую часть презентации? кто будет выступать? Как известно, самые трудные психологические проблемы – это проблемы выбора. И здесь школьникам пришлось также проявить самостоятельность, ведь учитель в рамках нашего проекта только направляет процесс, всю работу учащиеся проводят самостоятельно.
На заключительной конференции участиники представляли свои проекты перед ученическим и учительским коллективом. Эта часть работы тоже вызвала некоторые затруднения. Пришлось написать текст, его заучить и выступить. Ребята тренировались, учили слова, волновались, но в итоге все выступили вполне достойно.
Цель нашей работы была достигнута, ребята поработали самостоятельно, творчески активно, в меру своих сил и возможностей. Кто-то брал на себя более тяжелую и объемную работу, кто-то выполнял техническую часть задания, а кто-то просто присоединился на последнем этапе работы и воспользовался результатами труда других участников группы. Все как в жизни! Важно то, что все эти вопросы мы с ребятами обсудили, вклад каждого в общее дело не остался незамеченным. Для предпринимателей, как мы выяснили в ходе беседы, наша работа тоже оказалась полезной, например, один бизнесмен сказал, что мы сделали рекламу его предприятию, а другой представитель фирмы пригласил нашего ученика к себе на работу.
В заключение хотелось бы отметить, что и учащихся этот проект не оставил равнодушными. Вот некоторые отзывы участников проекта (стиль речи школьников дается без изменений):
«Я думаю, что наш класс совершил довольно тяжелую работу, тем более мы впервые занимались таким проектом. Ребята получили большой опыт и знания в сфере предпринимательства».
«Мне понравилось выполнение такого вида деятельности. Наш класс провел очень полезную, но с другой стороны очень трудную работу. Мы получили большой опыт общения с людьми, преодолевая собственные страхи».
«Мне было интересно послушать презентации, и появился интерес самому принять участие в этом проекте».
«Мне понравился этот проект. Информация, полученная в ходе работы, может пригодиться в будущем. Я буду рада, если в следующем году будет похожая работа».
«Мне очень понравилось участвовать в этом проекте, получила массу удовольствия».
«Я считаю, что во время проведения интервью мы получили бесценный опыт общения с частным предпринимателем, особенно были сложные первые минуты общения».
Наша школа готова продолжать работу по этому проекту. Интерес не угас, ребята находят время и для традиционных школьных занятий и для проектной деятельности, рассуждают на темы, как создать свое финансовое благополучие, как распределять свое время, как себя организовать, чтобы все успевать, как научиться деловому общению. Опять дискуссии, решение задач, тренинги.
Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Как сориентироваться в мире профессий? Как правильно выбирать профессию? Как разобраться в своих способностях?
На эти и другие вопросы учащиеся найдут ответ, пройдя курс «Обучение предпринимательству». Проект призван приблизить школу к жизни и дать понимание того, как функционирует живой бизнес, понимание того, что для успеха в бизнесе нужен запас прочности, и не только в деньгах, а, прежде всего, в знаниях.

ответить
pbn69, 15 марта 2010, 22:56   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Из предложенных целей я не смог выявить воспитание отношения к предпринимательской деятельности. 
ответить
mdryomina, 20 марта 2010, 16:04   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Хотелось бы скорректировать вашу цель инновационного образования — это создание необходимых и достаточных условий, необходимых для развития творческого потенциала обучающихся.
Необходимые условия включают: нормативные документы, наличие инфраструктуры, оборудования, метод.обеспечения, компетентности педагогов и соответствующее качество предшествующей подготовки обучающихся.
Достаточные условия: мотивация педагогов и обучающихся.
В дополнение к цели эти обобщенные условия нужно тщательно разработать. Не создав условий, не добиться результата деятельности — это вы знаете по себе как педагог-исполнитель, когда вам дают задание, но вы либо не обучены, либо вам не предоставляют оборудованный класс, либо нет методики, либо дети психологически не готовы. Может даже так быть, что все это есть, но вы не мотивированы, потому что в душе считаете себя не педагогом, а дизайнером…

ответить
pbn69, 23 марта 2010, 21:31   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Главное — потребность педагога в реализации деятельности. Остальное уже можно подгнать… 
ответить
sergey, 16 апреля 2010, 23:16   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Считаю, что Ваша цифра 70% завышена. В моей практике за последние три года в двух школах удалось найти всего четверых ребят, готовых заняться собственным делом и которые готовили свои проекты на конкурс. Остальные говорят, что все это ненадежно,  страшно или просто их не привлекает, т.о. они подтверждают  статистику о людях, готовых заняться предпринимательством. 
ответить
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии и отправлять работы.