Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную детский матрасы ортопедические
 Система Orphus

Педагогические аспекты применения тематических сайтов

автор: Admin-Alex
Полякова О.Б.
Педагогические аспекты применения тематических сайтов в преподавании основ финансовой грамотности.
Материалы, размещенные на тематических сайтах можно условно классифицировать по содержанию на информационные (те, что могут служить источником для иллюстрации теоретического материала, разработки дидактических игр, кейсов и т.д.) и образовательные (дистанционные  образовательные модули, семинары, тестирования, викторины, олимпиады, игры, и др.).
И те, и другие можно и нужно эффективно использовать в образовательном процессе. Web-сайт на таком занятии становится интерактивным средством обучения. При взаимодействии с ним происходит непосредственная передача и усвоение новых знаний учеником, а роль учителя сводится к отбору материала для изучения, сопровождению и консультированию. Данные технологии сочетания очного и дистанционного обучения применяются в нашей и зарубежной практике, но,  скорее, в дополнение к традиционным, что же касается финансового образования, то здесь такая технология может стать основной.
Актуальность финансового просвещения для школьников сегодня уже не требует обоснования, и финансовая грамотность является приоритетным направлением развития экономического образования.
В практику работы образовательных учреждений активно внедряются программы по финансовой грамотности, применяются различные формы обучения, как в рамках основного, так и дополнительного образования. Наиболее эффективными технологиями для этой тематики бесспорно являются практико-ориентированные, наиболее эффективными методами — интерактивные методы обучения. Однако, проблемой преподавания основ финансовой грамотности, по- прежнему остается проблема обеспечения подготовки учителя,  как с содержательной, так  и с воспитательной точки  зрения.
Если обратиться к содержанию, наиболее важным является  отбор  актуальной информации, предлагаемой учащимся для изучения и анализа, поскольку постоянно обновляются условия приобретения финансовых продуктов, процентные ставки, нормативная база, да и сами участники финансового рынка меняются достаточно активно. Следовательно, для обеспечения актуальности содержания необходимо опираться на доступные учителю источники информации, а это web-сайты финансовых организаций и тематические сайты по финансовому образованию.
Как же учителю выбрать сайт для реализации такого подхода?
Крупные финансовые структуры, понимая, как важно воспитать грамотного потребителя, уже реализуют образовательные проекты. Лидируют в этом направлении крупные банки, такие, как «Юниаструм-банк», «Уралсиб», «Альфа-банк», «Сити-банк» и др., компания Visa International[1], Ассоциация региональных банков[2], Ассоциация Российских банков[3].  Осуществляют образовательные программы и  некоммерческие образовательные организации: общественная организация «Достижения молодых»[4], Фонд инвестиционного просвещения[5] и др.   Таким образом, для учителя, владеющего вышеописанными педагогическими технологиями, остается грамотно  отобрать Интернет-ресурс, подходящий для изучения темы, и на его основе подготовить материал для ученика. Важно также  отличить, какой ресурс является носителем содержания, его актуальность, практическую значимость.
Возникает вопрос: почему мы настаиваем на сочетании очного и дистанционного обучения, а не отдаем предпочтение дистанционной форме?
Ответ  в особенностях воспитательного аспекта финансового просвещения. Здесь важно действовать в соответствии  с одним из главных постулатов медицины: «не навреди...», поскольку цель финансового просвещения — воспитание культуры сбережений, накоплений, заимствований, бюджетирования, основ страхования, налоговой грамотности, инвестирования, тогда как бизнес-структуры преследуют двойные цели: обучение лояльных клиентов и затем  привлечение их денег. В качестве примера можно привести очень широко рекламируемые сегодня проекты по обучению биржевой торговле в интернете[6], в том числе на рынке Forex[7].
Открывая счета, выполняя правила игры, школьники «зарабатывают» виртуальные, а иногда и реальные деньги, не понимая механизмов, не  имея специальных знаний, не обладая экономическим образом мышления, при отсутствии жизненного опыта...
В итоге у них создается иллюзия того, что, основой деятельности крупных финансовых компаний являются спекулятивные операции, что удачно сложившаяся игра на рынке Forex решит и их личные финансовые проблемы.
Таким образом, именно учитель, постоянно сопровождая и  грамотно направляя процесс обучения финансовой грамотности, поможет избежать формирования ложной позиции потребителя финансовых услуг, а иногда не допустить и настоящей игровой зависимости. Только образовательные учреждения как самостоятельно, так и в некоммерческом партнерстве с финансовыми структурами могут вести образовательную  деятельность в этом направлении профессионально и ответственно.
[1] http://www.visa.com.ru/
[2] http://www.asros.ru/
[3] http://www.arb.ru/site/
[4] http://www.ja-russia.ru/ 
[5] www.invest-prosvet.ru  
[6] http://www.starmoney.ru/
[7] http://www.aforex.ru/, http://miniliter.com /, http://www.liteforex.biz/, http://www.alpari.ru/ru/education/ и др.
+3
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  15

Комментарии (15)

Prutchenkov, 20 марта 2010, 14:10   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Включаясь в обсуждение темы, нашел в интернете первые два сайта, которые могут серьезно помочь любому преподавателю. Итак:
Вас рады приветствовать на сайте «Национального Фонда содействия финансовой грамотности» — finlit.ru/
Этот Фонд исходит из убежденности, что общество достигает наибольших экономических успехов, когда граждане страны обладают развитыми навыками принятия ответственных и сознательных решений в финансовой сфере. Финансовое образование и финансовая грамотность рассматриваются нами как важные факторы экономического роста экономики России и повышения уровня доходов населения. «Национальный фонд содействия финансовой грамотности» призван инициировать и стать лидером целенаправленного и широкомасштабного движения за финансовую грамотность российских граждан посредством осуществления социальных инициатив и реализации образовательных программ.

Еще один специализированный сайт «Тренинг «Основы финансовой грамотности» — www.solnushkov.ru/?an=fintren
Отношения с деньгами, после отношений с любимыми, наверное, самая важная тема, которая требует изучения. Когда речь заходит о деньгах, люди делятся в основном на две категории. У первой в глазах сразу зажигаются доллары и они готовы все отдать за то, что бы обладать ими. Вторые, которые не желают быть такими как первые и предпочитают гордо заявлять. Да, у меня нет денег, но зато я хороший человек. Но есть еще и третья категория людей, которые знают, что деньги – это возможности, это сила, это возможность дать своим детям хорошее образование, обеспечить светлое будущее. Но, сколько в деньгах возможностей, столько же в них и ограничений. О деталям смотрите на сайте.

И мой вопрос – «Что мешает учителю максимально активно использовать имеющиеся интернет-ресурсы, в том числе в виде специализированных сайтов, где всегда можно найти много полезной информации?»

ответить
pbn69, 22 марта 2010, 08:44   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
«И мой вопрос – «Что мешает учителю максимально активно использовать имеющиеся интернет-ресурсы, в том числе в виде специализированных сайтов, где всегда можно найти много полезной информации?» ?»

Мешает отсутствие необходимости. Нет не стимулов, не мотивов… кроме личной инициативы. Инициативных в среднем около 6% и они распределены по разным областям… так что на финансы и предпринимательство остается… очень мало

ответить
kuznetsova, 23 марта 2010, 08:33   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

Согласна с утверждением, что у преподавателей нет мотивов, но хочу добавить, что и у учеников, которые по возрасту «готовы» воспринимать, уже есть иные мотивации (репетиторы, ЕГЭ и т.д.), которые «съедают» время. Не видя необходимого «спроса» со стороны учеников любой, даже самый замотивированный учитель, не будет тратить силы. 


ответить
nastyaminigalina, 2 апреля 2010, 10:02   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
В корне не согласна с данным утверждением. Уже не первый год работаю с учащимися 10-11 классов с тематическими сайтами, и не только на уроке, но и домашнее задание с их помощью делаю. Все нужно показывать на своем примере. Мы, например, когда проходили тему «Фондовый рынок. Технический анализ рынка ценных бумаг» работали с сайтом finam.ru. Детям очень понравилось. Я считаю, что нужно самому быть заинтересованном в вопросе, тогда и детям будет интересно, помимо ЕГЭ и репититоров. :) Попробуйте!!! 
ответить
Socrat, 28 марта 2010, 13:01   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Понимаю, что для вовлечения учителей и учеников в рабоу с тематическим сайтами, нужно в перую очередь думать о том, что они там найдут, чем тот или иной тематический сайт может быть более конкурентно способен по сравнению с репетитором или СД-диском с нужной программой. Ответ очевиден, но трудно выполним — своей актуальной информацией, которая может обновляться практически каждый час, я уже не говорю, каждый день. Именно это качество — чрезвычайная оперативность.
И второе — возможность такого же активного и оперативного общения с аудиторией. Сайт не должен быть просто визитной карточкой или интернет-магазином, хотя такие сайты есть и будут. Но они решают совсем другие задачи! Сложность заключается в том. что нужны средства для поддержания такого сайта. Если их нет, сайт обречен на «прозябание».

ответить
Nataly, 29 марта 2010, 13:07   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Коллеги, неужели такая безнадежность? У школьников есть интерес к интернет-пространству, направить их на полезные сайты, делать периодически интересные комментарии о них, предлагая домашние задания на основе интернет-ресурсов — все это возможно учителю. Повысить мотивацию учителя к работе с подобными ресурсами — вот это проблема. Предлагаю обсудить вопрос повышения мотивации учителя. 
ответить
pbn69, 3 апреля 2010, 09:59   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Согласен с Вами абсолютно!!!
У нас сейчас основной акцент делается на дорогущую технику и совсем забывают о «дешевом» учителе. Подразумевается, что он и так все сделает, а потом еще и украсит рюшечками…
Не будет этого. Будут интузиасты  10-14% и основная масса, которая настойчиво будет увеличиваеть себе нагрузку для зарплаты. И после этого дышать через раз, потому что с такой нагрузкой не до творчества.

ответить
nastyaminigalina, 2 апреля 2010, 10:08   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Повышение мотивации учителя — это его заинтересованность в том или ином вопросе. Я считаю, если человек чем-то увлечен и видит результат своего труда, то его больше ничем мотивировать не нужно. А работа с Интернет-ресурсами, инновации в образовании — мы хотим строить «Шолу будущего», о какой мотивации идет речь???? Учитель должен идти в ногу со временем, а то мы так наших детей никогда не догоним. 
ответить
pbn69, 3 апреля 2010, 09:56   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Я как бюрократ с колыбели, хочу сказать, что нужно точнее описать результат деятельности, чтобы человек был увлечен. Мотивировать только социальными факторами… хорошо, но действует не очень долго и очень ограниченно.
Когда мы строим «Школу будущего», каждый из нас несет свой кирпичик с различной мотивацией.
Учитель соверешенно не должен идти в ногу со временем В СЕГОДНЯШНИХ УСЛОВИЯХ. Он прекрасно может существовать и так… Как «кабачок на грядке». На мой взгляд, один из ключевых моментов — мотивация учителя.

ответить
nastyaminigalina, 3 апреля 2010, 10:33   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Тогда, не понятно, что мы имеем виду под словом мотивация. Мотивация всегда предполагала именно социальную сторону процесса, а вот, если брать уже финансовый вопрос, то это уже стимулирование. Предложите, как мотивировать!!!
А вот если учителю не сомасовершенствоваться и существовать «как кабачок на грядке», то он через пару, тройку лет уже будет не востребован. НТП — ничего не сделаешь....:)

ответить
pbn69, 3 апреля 2010, 10:43   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Мотивация — внутренняя направленность на деятельность. Может быть как социальной, так и финансовой (как вариант социальной)
Проблема в том, что на сегодняшний день, в сегодняшней педагогической практике, очень многие учителя… очень многие вполне могут существовать не сильно напрягаясь над своим развитием. И такое количество обеспечивает, что заменить их некем.
Они вполне выдают квазиинновационный продукт. Так что с внешней стороны… все круто.

ответить
nastyaminigalina, 5 апреля 2010, 14:31   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
В теории менеджмента есть понятие мотивация трудовой деятельности и материальное стимулирование… Это мысли в слух. А говоря о развитии учителя, нельзя забывать о той сфере, в которой он работает — финансовая сфера, и здесь не развиваться просто нельзя и даже не только учителю, но и простому человеку. А иначе, что мы можем рассказать детям???? Ничего… Так, раньше ничего не знали о финансовых пирамидах и несли деньги в МММ и Властелину. Образовываться нужно, а тематические сайты в этом могут помочь.   
ответить
pbn69, 6 апреля 2010, 07:47   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Что же можно принять позицию о мотивацию трудовой деятельности и материальном стимулировании. Просто с позиции педагогики все что происходит с человеком, происходит из внутреннего побуждения. Но в принципе все можно и рассматривать с позиции менеджмента.
Пирамиды как и лохотрон-наперсничников по сути вещи вечные.

ответить
Socrat, 8 апреля 2010, 13:18   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Мне очень понравился образ «Кабачок на грядке»! Спасибо за идею. Именно такими образами  и нужно пользоваться при общении с педагогами (да и детьми), может быть тогда поймем, что время меняться пришло, жить в своем огороде, конечно, приятнее и привычнее, но увы… погода меняется и кабачку придется (по Дарвину) или изменяться, или исчезнуть. Выбор пока есть, но времени все меньше. И еще одно — почти трагичное — если бы речь шла только о личной судьбе армии педагогов, как они пусть сами и решают свою судьбу. Но… мы не имеем права тянуть за собой детей, поскольку учим их только тому, что сами умеем, а про Дарвина забыли… 
ответить
Natalia-Platokhina, 16 апреля 2010, 22:20   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Мой вклад в тему — адрес подписки «Денежный ликбез» — subscribe.ru/catalog/fin.review.likbez

ответить
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии и отправлять работы.