автор: Admin-Alex
Педагогические аспекты применения тематических сайтов в преподавании основ финансовой грамотности.
Материалы, размещенные на тематических сайтах можно условно классифицировать по содержанию на информационные (те, что могут служить источником для иллюстрации теоретического материала, разработки дидактических игр, кейсов и т.д.) и образовательные (дистанционные образовательные модули, семинары, тестирования, викторины, олимпиады, игры, и др.).
И те, и другие можно и нужно эффективно использовать в образовательном процессе. Web-сайт на таком занятии становится интерактивным средством обучения. При взаимодействии с ним происходит непосредственная передача и усвоение новых знаний учеником, а роль учителя сводится к отбору материала для изучения, сопровождению и консультированию. Данные технологии сочетания очного и дистанционного обучения применяются в нашей и зарубежной практике, но, скорее, в дополнение к традиционным, что же касается финансового образования, то здесь такая технология может стать основной.
Актуальность финансового просвещения для школьников сегодня уже не требует обоснования, и финансовая грамотность является приоритетным направлением развития экономического образования.
В практику работы образовательных учреждений активно внедряются программы по финансовой грамотности, применяются различные формы обучения, как в рамках основного, так и дополнительного образования. Наиболее эффективными технологиями для этой тематики бесспорно являются практико-ориентированные, наиболее эффективными методами — интерактивные методы обучения. Однако, проблемой преподавания основ финансовой грамотности, по- прежнему остается проблема обеспечения подготовки учителя, как с содержательной, так и с воспитательной точки зрения.
Если обратиться к содержанию, наиболее важным является отбор актуальной информации, предлагаемой учащимся для изучения и анализа, поскольку постоянно обновляются условия приобретения финансовых продуктов, процентные ставки, нормативная база, да и сами участники финансового рынка меняются достаточно активно. Следовательно, для обеспечения актуальности содержания необходимо опираться на доступные учителю источники информации, а это web-сайты финансовых организаций и тематические сайты по финансовому образованию.
Как же учителю выбрать сайт для реализации такого подхода?
Крупные финансовые структуры, понимая, как важно воспитать грамотного потребителя, уже реализуют образовательные проекты. Лидируют в этом направлении крупные банки, такие, как «Юниаструм-банк», «Уралсиб», «Альфа-банк», «Сити-банк» и др., компания Visa International
Возникает вопрос: почему мы настаиваем на сочетании очного и дистанционного обучения, а не отдаем предпочтение дистанционной форме?
Ответ в особенностях воспитательного аспекта финансового просвещения. Здесь важно действовать в соответствии с одним из главных постулатов медицины: «не навреди...», поскольку цель финансового просвещения — воспитание культуры сбережений, накоплений, заимствований, бюджетирования, основ страхования, налоговой грамотности, инвестирования, тогда как бизнес-структуры преследуют двойные цели: обучение лояльных клиентов и затем привлечение их денег. В качестве примера можно привести очень широко рекламируемые сегодня проекты по обучению биржевой торговле в интернете
Открывая счета, выполняя правила игры, школьники «зарабатывают» виртуальные, а иногда и реальные деньги, не понимая механизмов, не имея специальных знаний, не обладая экономическим образом мышления, при отсутствии жизненного опыта...
В итоге у них создается иллюзия того, что, основой деятельности крупных финансовых компаний являются спекулятивные операции, что удачно сложившаяся игра на рынке Forex решит и их личные финансовые проблемы.
Таким образом, именно учитель, постоянно сопровождая и грамотно направляя процесс обучения финансовой грамотности, поможет избежать формирования ложной позиции потребителя финансовых услуг, а иногда не допустить и настоящей игровой зависимости. Только образовательные учреждения как самостоятельно, так и в некоммерческом партнерстве с финансовыми структурами могут вести образовательную деятельность в этом направлении профессионально и ответственно.
Комментарии (15)
Вас рады приветствовать на сайте «Национального Фонда содействия финансовой грамотности» — finlit.ru/
Этот Фонд исходит из убежденности, что общество достигает наибольших экономических успехов, когда граждане страны обладают развитыми навыками принятия ответственных и сознательных решений в финансовой сфере. Финансовое образование и финансовая грамотность рассматриваются нами как важные факторы экономического роста экономики России и повышения уровня доходов населения. «Национальный фонд содействия финансовой грамотности» призван инициировать и стать лидером целенаправленного и широкомасштабного движения за финансовую грамотность российских граждан посредством осуществления социальных инициатив и реализации образовательных программ.
Еще один специализированный сайт «Тренинг «Основы финансовой грамотности» — www.solnushkov.ru/?an=fintren
Отношения с деньгами, после отношений с любимыми, наверное, самая важная тема, которая требует изучения. Когда речь заходит о деньгах, люди делятся в основном на две категории. У первой в глазах сразу зажигаются доллары и они готовы все отдать за то, что бы обладать ими. Вторые, которые не желают быть такими как первые и предпочитают гордо заявлять. Да, у меня нет денег, но зато я хороший человек. Но есть еще и третья категория людей, которые знают, что деньги – это возможности, это сила, это возможность дать своим детям хорошее образование, обеспечить светлое будущее. Но, сколько в деньгах возможностей, столько же в них и ограничений. О деталям смотрите на сайте.
И мой вопрос – «Что мешает учителю максимально активно использовать имеющиеся интернет-ресурсы, в том числе в виде специализированных сайтов, где всегда можно найти много полезной информации?»
Мешает отсутствие необходимости. Нет не стимулов, не мотивов… кроме личной инициативы. Инициативных в среднем около 6% и они распределены по разным областям… так что на финансы и предпринимательство остается… очень мало
Согласна с утверждением, что у преподавателей нет мотивов, но хочу добавить, что и у учеников, которые по возрасту «готовы» воспринимать, уже есть иные мотивации (репетиторы, ЕГЭ и т.д.), которые «съедают» время. Не видя необходимого «спроса» со стороны учеников любой, даже самый замотивированный учитель, не будет тратить силы.
И второе — возможность такого же активного и оперативного общения с аудиторией. Сайт не должен быть просто визитной карточкой или интернет-магазином, хотя такие сайты есть и будут. Но они решают совсем другие задачи! Сложность заключается в том. что нужны средства для поддержания такого сайта. Если их нет, сайт обречен на «прозябание».
У нас сейчас основной акцент делается на дорогущую технику и совсем забывают о «дешевом» учителе. Подразумевается, что он и так все сделает, а потом еще и украсит рюшечками…
Не будет этого. Будут интузиасты 10-14% и основная масса, которая настойчиво будет увеличиваеть себе нагрузку для зарплаты. И после этого дышать через раз, потому что с такой нагрузкой не до творчества.
Когда мы строим «Школу будущего», каждый из нас несет свой кирпичик с различной мотивацией.
Учитель соверешенно не должен идти в ногу со временем В СЕГОДНЯШНИХ УСЛОВИЯХ. Он прекрасно может существовать и так… Как «кабачок на грядке». На мой взгляд, один из ключевых моментов — мотивация учителя.
А вот если учителю не сомасовершенствоваться и существовать «как кабачок на грядке», то он через пару, тройку лет уже будет не востребован. НТП — ничего не сделаешь....:)
Проблема в том, что на сегодняшний день, в сегодняшней педагогической практике, очень многие учителя… очень многие вполне могут существовать не сильно напрягаясь над своим развитием. И такое количество обеспечивает, что заменить их некем.
Они вполне выдают квазиинновационный продукт. Так что с внешней стороны… все круто.
Пирамиды как и лохотрон-наперсничников по сути вещи вечные.