Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 Система Orphus

Кейс-стади и предпринимательское образование

автор: Admin-Alex
Прутченков А.С.
Метод case study, или «Метод ситуационного обучения»  в последние десятилетия все активнее занимает ключевые  позиции в российской школе. Все больше учителей различных предметов и педагогов, занимающихся непосредственно воспитательной деятельностью в своих образовательных учреждениях, используют серьезный педагогический потенциал, который содержит в себе кейс-метод. Он лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации. Именно это обстоятельство принципиально важно учитывать, когда речь идет о преподавании основ предпринимательских знаний.
Дословно «case study» переводится с английского как «пример для изучения», «изучение случая», «анализ учебной ситуации», его суть в следующем:
— на  нескольких страницах текста описывается конкретная ситуация, отражающая реальную проблему, которая имела место в жизни;
— учитель выступает с подробным сообщением или проводит короткую вводную лекцию, в ходе которой освещает основные содержательные аспекты, на которые школьникам следует обратить основное внимание при решении предъявленной ситуации, а также педагогом предлагается инструментарий для решения данной проблемы, которыми в праве воспользоваться обучающиеся;
— обучающиеся самостоятельно детально изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в создаваемых рабочих группах. Для этого каждая из них получает  свой комплект материалов, включая основной текст, вспомогательные материалы и т.п.;
— в каждой группе активно генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы, при этом возможность выступить и обосновать свое предложение имеет каждый член группы;
— принятые каждой группой предложения оформляются для презентации всей аудитории, для этого группа может воспользоваться как листом ватмана и маркером или сделать мультимедийную слайдовую презентацию, чтобы более выпукло и доходчиво донести замысел своих действий, направленных на решение обсуждаемой экономической проблемы;
— на следующем этапе общей работы проводятся презентации, в ходе которых каждая группа предлагается всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов. Каждая группа имеет возможность ответить на вопросы аудитории, уточнить свои позиции и свои аргументы, еще раз убедиться в том, что решение, предлагаемое группой, понятно всем присутствующим в классе;
— после презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой школьники делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной (или решаемой) проблемы, о тех навыках, которые они смогли получить в процессе обсуждения экономической проблемы, о той новой для себя информации, которую они смогли узнать как при знакомстве с текстом кейса, так и в процессе его обсуждения и т.д.
Таким образом, кейс-стади — это многоэтапный процесс знакомства с реальной (или смоделированной) сложной проблемой, ее коллективное обсуждение и последующее представление своего взгляда на ее решение перед всей аудиторией (класс, учебная группа, общественная организация).

Вопросы для обсуждения:
1. Почему кейсы  все активнее «завоевывают» рынок образовательных услуг? В чем, с вашей точки зрения,  его притягательная сила?
2. Почему кейс, практически всегда, интересен обучающимся (школьникам и студентам, специалистам и руководителям)?
3. В чем его технологическая инновационность кейс-метода?
4. Кто и на каких условиях должен разрабатывать кейсы для школы, в частности для курсов предпринимательской направленности?
+4
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  13

Комментарии (13)

mdryomina, 20 марта 2010, 15:41   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Ответы:
1. Решение кейсов позволяет обучающимся из «попугаев» превратиться в личностей, способных экстраполировать знания, разрабатывать альтернативы и принимать управленческие решения.
2. Увы, мой опыт показывает, что кейсы зачастую не интересны ни тем, ни другим. У преподавателей нет «заготовок» в силу того, что они не имеют практики работы на реальном производстве; применяя же чужие кейсы с готовым ответом, они могут подавлять творчество обучающихся на стадии разработки альтернатив. Обучающимся кейсы не интересны, т.к. многие попросту привыкли зазубривать услышанное, записанное или прочитанное. Кстати, многие педагоги поступают так же — твердят заученное. Это проще — снимает ответственность, защищает от дискуссии.
3. Инновационность заключается в том, что это эффективный инструмент формирования компетентности (умение действовать, на основе полученных знаний, в ситуации неопределенности). Множество альтернатив — это уже неопределенность. Когда обучающийся разрабатывает, выбирает и обосновывает наиболее эффективную, то он этим демонстрирует наличие компетенций.
4. Оптимально, если это будет делать сам педагог (см.п.2). Любой вид жизнедеятельности можно (и нужно!) представлять как производственный процесс, у которого есть потребитель, цель, вход, выход и т.д. Давайте рассмотрим выполнение дом.задания, работу на уроке (приготовление яичницы, просмотр фильма и т.д.) как производственный процесс с запланированным результатом. А теперь, спроектировав идеальную модель, сравним с тем, как это происходит в нашей жизни. Находим несоответствия. Как их будем закрывать, учитывая, что искать надо не виноватых, а причины сбоев?

ответить
pbn69, 3 апреля 2010, 17:17   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
"Любой вид жизнедеятельности можно (и нужно!) представлять как производственный процесс, у которого есть потребитель, цель, вход, выход и т.д"

Когда все описывается по одной модели… получаем прекрасную, эффективную, но совершенно не живучую систему! ЗА РАЗНООБРАЗИЕ!!! УРА!!!

ответить
mdryomina, 4 апреля 2010, 16:22   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

Любой международный стандарт качества — это идеальная модель, «срисованная» с опыта успешных предприятий. Внедрение такого стандарта на российском производстве не только не ухудшило, а наоборот, значительно улучшило качество. Даже когда вы работаете над собой, вы в воображении создаете некую идеальную модель себя в будущем, к которой устремляетесь. А компетентностная модель выпускника, работника? Если мы хотим изменений, мы должны управлять этим процессом, а это уже технология. Или вы за энтропию, когда провозглашаете разнообразие? Вот только разнообразие чего?    


ответить
pbn69, 4 апреля 2010, 22:24   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Я то же за контроль качества. Я то же за стандарты...
Но моя принципиальная позиция, что есть вещи, которые не поддаются стандартизации: духовная позиция, творчество, личная позиция…
Управлять нужно, но НЕ ВСЕГДА!!! Иногда имеет смысл оставить процесс на самостановление…

ответить
mdryomina, 6 апреля 2010, 08:29   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

А как же главные христианские заповеди, а законодательство РФ? Это духовные и нравственные стандарты. Общество не способно развиваться без институтов; институционализация (стандартизация взаимодействий на основе правил) — это вообще инструмент конструирования социальной реальности. Каждый человек управляет своей жизнедеятельностью. Вопрос лишь в осознанности и качестве этого процесса. Не лишайте человечество эмоционального интеллекта — способности контролировать свои психологические состояния и принимать рациональные решения)) 


ответить
pbn69, 6 апреля 2010, 22:33   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Законодательство не может быть духовным стандратом в виду разности позиций. Закон — внешняя позиция, духовность — внутренняя...
Я думаю, что не стану лишать человечества интеллекта, даже эмоционального *)
Просто всегда нужно оставить место тайне, таинству… потаенности…

ответить
Socrat, 28 марта 2010, 12:26   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
При более тщательном рассмотрении кейс-метода возникают определенные вопросы, которые необходимо прояснить, чтобы выявить его сущность, в том числе:
1. Что входит в метод кейсов, включает ли сам по себе метод кейсов использование других активных методов?
Одни специалисты полагают, что метод кейсов включает все активные методы обучения («мозговой штурм», «дискуссия», «деловая игра» и т.д.). Другие убеждены, что нужно метод кейсов отделить от других активных методов, поскольку он является полностью самостоятельным, имеет свою четко выраженную специфику;
2. Какова цель профессионально разработанного кейса?
Сделать из обучающегося человека «лицо, принимающее ответственные решения», то есть умеющего анализировать деловую ситуацию по отрабо­танной схеме, вырабатывать конкретные решения, затем, используя свой багаж теоре­тических знаний, реализовывать данное решение в реальной жизненной ситуации. В этом случае эффек­тивность обучения максимальна, и обучающий получает, как правило,  достаточно высокий результат. Следовательно, кейс в первую очередь направлен на формирование у слушателей управленческого мировоззрения, он требует достаточно широких знаний, обучающемуся необходимо восстановить все, что имеет отношение к описанной проблеме, и использовать свои теоретические знания в реальной практике, пусть даже «воображаемой».
3. Предполагает ли метод кейсов особый стиль обучения?
Речь идет о роли преподавателя — насколько последний должен вмешиваться в процесс обучения? Большинство специалистов высказываются за активное участие преподавателя в работе студентов, и в этом смысле метод кейсов не очень отличается от известных методов активного обучения (ролевые игры, деловые ситуации). Но нам представляется, что роль преподавателя должно быть минимальной, он – «дирижер», консультант;
4. Какое минимальное количество кейсов оптимально?
В принципе многие специалисты согласны с тем, что эффект от кейс-метода достигается только тогда, когда число кейсов достаточно велико, но конкретное число при этом, как правило, не указывается. В принципе допускается ситуация, когда метод кейсов используется на всех занятиях изучаемого учебного курса. Оптимальное сочетание числа кейсов должно дать синергический эффект, который может отчетливо проявиться, например, при подготовке и защите дипломных работ.

ответить
bycova, 9 апреля 2010, 21:21   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

Посетила мастер-класс Дэвида Коттона.


Проблема в недостатке переводных материалов!


Впечатление — сильное! Сколько реальных производственных вопросов можно «обыграть» на кейсах.


Педагогам нужен производственный опыт, добывайте его, идите сами работать на предприятия и в бизнес, а уже потом учить детей. Это будет честно. Педагог без практического опыта, на мой взгляд, не может научить детей ведению бизнеса, по аналогии с бухгалтером без стажа...


Сама тоже мечтаю быть универсалом и писать кейсы, естественно.


ответить
pbn69, 9 апреля 2010, 23:34   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Работал я разнообразно: грузчиком, продавцом, начальником отдела, по маленьку предпринимательствовал… и все время работал учителем. Опыт хороший, но я бы не сказал, что уж настолько ценный. Это время можно было потратить с большей пользой и выгодой.
В любом случае для обучения этот опыт не эффективен. НУжен опыт профессионалов.

ответить
bycova, 10 апреля 2010, 20:18   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

Профессионалов в чём?


Учить предпринимательству может только человек, знакомый с этой деятельностью не по учебникам, согласитесь.


А решение производственных вопросов в кейсах?


Откуда это возьмётся, если не из нашей практики...


Учителя не знают даже того, что можно посмотреть название профессии в ЕТКС.


Не поняла, что Вы имеете ввиду, откуда эти профессионалы? Где эти учебники? У нас есть такие специалисты? Очень Вас прошу, пожалуйста, поделитесь информацией.


Согласна, что то, чем Вы занимались могло быть не эффективно, к сожалению.


Но опыт Ваш ценен. Думаю. что у Вас есть что рассказать детям или предостеречь от чего-то...


И ещё один вопрос. Что Вы сейчас преподаёте и какое у Вас начальное образование, в какой сфере?


Я работала техником, оператором, бухгалтером, переводчиком, налоговым инспектором  и др. и, наконец, учителем


и только потому, что есть что сказать — это моё убеждение (хотя я с Вами согласна, что учитель — это призвание плюс профессионализм).


С уважением


 


ответить
pbn69, 10 апреля 2010, 20:32   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Рассказать не мой путь. Моя стезя — деятельность
Но вот в чем Вы правы,  том что нужно учить тому, что делаешь!!!
Согласен.

ответить
bycova, 11 апреля 2010, 09:50   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Спасибо, я поняла. 
ответить
Natalia-Platokhina, 16 апреля 2010, 22:23   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Коллеги, прошу поделиться текстами кейсов, которое реально можно использовать во время проведения уроков и дополнительных занятий с ребятами младшего школьного возраста. Если они есть у вас, хотя бы некоторые из них опубликуйте на этом форуме или дайте ссылку, где их можно найти. 
ответить
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии и отправлять работы.