автор: Admin-Alex
Метод case study, или «Метод ситуационного обучения» в последние десятилетия все активнее занимает ключевые позиции в российской школе. Все больше учителей различных предметов и педагогов, занимающихся непосредственно воспитательной деятельностью в своих образовательных учреждениях, используют серьезный педагогический потенциал, который содержит в себе кейс-метод. Он лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации. Именно это обстоятельство принципиально важно учитывать, когда речь идет о преподавании основ предпринимательских знаний.
Дословно «case study» переводится с английского как «пример для изучения», «изучение случая», «анализ учебной ситуации», его суть в следующем:
— на нескольких страницах текста описывается конкретная ситуация, отражающая реальную проблему, которая имела место в жизни;
— учитель выступает с подробным сообщением или проводит короткую вводную лекцию, в ходе которой освещает основные содержательные аспекты, на которые школьникам следует обратить основное внимание при решении предъявленной ситуации, а также педагогом предлагается инструментарий для решения данной проблемы, которыми в праве воспользоваться обучающиеся;
— обучающиеся самостоятельно детально изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в создаваемых рабочих группах. Для этого каждая из них получает свой комплект материалов, включая основной текст, вспомогательные материалы и т.п.;
— в каждой группе активно генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы, при этом возможность выступить и обосновать свое предложение имеет каждый член группы;
— принятые каждой группой предложения оформляются для презентации всей аудитории, для этого группа может воспользоваться как листом ватмана и маркером или сделать мультимедийную слайдовую презентацию, чтобы более выпукло и доходчиво донести замысел своих действий, направленных на решение обсуждаемой экономической проблемы;
— на следующем этапе общей работы проводятся презентации, в ходе которых каждая группа предлагается всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов. Каждая группа имеет возможность ответить на вопросы аудитории, уточнить свои позиции и свои аргументы, еще раз убедиться в том, что решение, предлагаемое группой, понятно всем присутствующим в классе;
— после презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой школьники делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной (или решаемой) проблемы, о тех навыках, которые они смогли получить в процессе обсуждения экономической проблемы, о той новой для себя информации, которую они смогли узнать как при знакомстве с текстом кейса, так и в процессе его обсуждения и т.д.
Таким образом, кейс-стади — это многоэтапный процесс знакомства с реальной (или смоделированной) сложной проблемой, ее коллективное обсуждение и последующее представление своего взгляда на ее решение перед всей аудиторией (класс, учебная группа, общественная организация).
Вопросы для обсуждения:
1. Почему кейсы все активнее «завоевывают» рынок образовательных услуг? В чем, с вашей точки зрения, его притягательная сила?
2. Почему кейс, практически всегда, интересен обучающимся (школьникам и студентам, специалистам и руководителям)?
3. В чем его технологическая инновационность кейс-метода?
4. Кто и на каких условиях должен разрабатывать кейсы для школы, в частности для курсов предпринимательской направленности?
Комментарии (13)
1. Решение кейсов позволяет обучающимся из «попугаев» превратиться в личностей, способных экстраполировать знания, разрабатывать альтернативы и принимать управленческие решения.
2. Увы, мой опыт показывает, что кейсы зачастую не интересны ни тем, ни другим. У преподавателей нет «заготовок» в силу того, что они не имеют практики работы на реальном производстве; применяя же чужие кейсы с готовым ответом, они могут подавлять творчество обучающихся на стадии разработки альтернатив. Обучающимся кейсы не интересны, т.к. многие попросту привыкли зазубривать услышанное, записанное или прочитанное. Кстати, многие педагоги поступают так же — твердят заученное. Это проще — снимает ответственность, защищает от дискуссии.
3. Инновационность заключается в том, что это эффективный инструмент формирования компетентности (умение действовать, на основе полученных знаний, в ситуации неопределенности). Множество альтернатив — это уже неопределенность. Когда обучающийся разрабатывает, выбирает и обосновывает наиболее эффективную, то он этим демонстрирует наличие компетенций.
4. Оптимально, если это будет делать сам педагог (см.п.2). Любой вид жизнедеятельности можно (и нужно!) представлять как производственный процесс, у которого есть потребитель, цель, вход, выход и т.д. Давайте рассмотрим выполнение дом.задания, работу на уроке (приготовление яичницы, просмотр фильма и т.д.) как производственный процесс с запланированным результатом. А теперь, спроектировав идеальную модель, сравним с тем, как это происходит в нашей жизни. Находим несоответствия. Как их будем закрывать, учитывая, что искать надо не виноватых, а причины сбоев?
Когда все описывается по одной модели… получаем прекрасную, эффективную, но совершенно не живучую систему! ЗА РАЗНООБРАЗИЕ!!! УРА!!!
Любой международный стандарт качества — это идеальная модель, «срисованная» с опыта успешных предприятий. Внедрение такого стандарта на российском производстве не только не ухудшило, а наоборот, значительно улучшило качество. Даже когда вы работаете над собой, вы в воображении создаете некую идеальную модель себя в будущем, к которой устремляетесь. А компетентностная модель выпускника, работника? Если мы хотим изменений, мы должны управлять этим процессом, а это уже технология. Или вы за энтропию, когда провозглашаете разнообразие? Вот только разнообразие чего?
Но моя принципиальная позиция, что есть вещи, которые не поддаются стандартизации: духовная позиция, творчество, личная позиция…
Управлять нужно, но НЕ ВСЕГДА!!! Иногда имеет смысл оставить процесс на самостановление…
А как же главные христианские заповеди, а законодательство РФ? Это духовные и нравственные стандарты. Общество не способно развиваться без институтов; институционализация (стандартизация взаимодействий на основе правил) — это вообще инструмент конструирования социальной реальности. Каждый человек управляет своей жизнедеятельностью. Вопрос лишь в осознанности и качестве этого процесса. Не лишайте человечество эмоционального интеллекта — способности контролировать свои психологические состояния и принимать рациональные решения))
Я думаю, что не стану лишать человечества интеллекта, даже эмоционального *)
Просто всегда нужно оставить место тайне, таинству… потаенности…
1. Что входит в метод кейсов, включает ли сам по себе метод кейсов использование других активных методов?
Одни специалисты полагают, что метод кейсов включает все активные методы обучения («мозговой штурм», «дискуссия», «деловая игра» и т.д.). Другие убеждены, что нужно метод кейсов отделить от других активных методов, поскольку он является полностью самостоятельным, имеет свою четко выраженную специфику;
2. Какова цель профессионально разработанного кейса?
Сделать из обучающегося человека «лицо, принимающее ответственные решения», то есть умеющего анализировать деловую ситуацию по отработанной схеме, вырабатывать конкретные решения, затем, используя свой багаж теоретических знаний, реализовывать данное решение в реальной жизненной ситуации. В этом случае эффективность обучения максимальна, и обучающий получает, как правило, достаточно высокий результат. Следовательно, кейс в первую очередь направлен на формирование у слушателей управленческого мировоззрения, он требует достаточно широких знаний, обучающемуся необходимо восстановить все, что имеет отношение к описанной проблеме, и использовать свои теоретические знания в реальной практике, пусть даже «воображаемой».
3. Предполагает ли метод кейсов особый стиль обучения?
Речь идет о роли преподавателя — насколько последний должен вмешиваться в процесс обучения? Большинство специалистов высказываются за активное участие преподавателя в работе студентов, и в этом смысле метод кейсов не очень отличается от известных методов активного обучения (ролевые игры, деловые ситуации). Но нам представляется, что роль преподавателя должно быть минимальной, он – «дирижер», консультант;
4. Какое минимальное количество кейсов оптимально?
В принципе многие специалисты согласны с тем, что эффект от кейс-метода достигается только тогда, когда число кейсов достаточно велико, но конкретное число при этом, как правило, не указывается. В принципе допускается ситуация, когда метод кейсов используется на всех занятиях изучаемого учебного курса. Оптимальное сочетание числа кейсов должно дать синергический эффект, который может отчетливо проявиться, например, при подготовке и защите дипломных работ.
Посетила мастер-класс Дэвида Коттона.
Проблема в недостатке переводных материалов!
Впечатление — сильное! Сколько реальных производственных вопросов можно «обыграть» на кейсах.
Педагогам нужен производственный опыт, добывайте его, идите сами работать на предприятия и в бизнес, а уже потом учить детей. Это будет честно. Педагог без практического опыта, на мой взгляд, не может научить детей ведению бизнеса, по аналогии с бухгалтером без стажа...
Сама тоже мечтаю быть универсалом и писать кейсы, естественно.
В любом случае для обучения этот опыт не эффективен. НУжен опыт профессионалов.
Профессионалов в чём?
Учить предпринимательству может только человек, знакомый с этой деятельностью не по учебникам, согласитесь.
А решение производственных вопросов в кейсах?
Откуда это возьмётся, если не из нашей практики...
Учителя не знают даже того, что можно посмотреть название профессии в ЕТКС.
Не поняла, что Вы имеете ввиду, откуда эти профессионалы? Где эти учебники? У нас есть такие специалисты? Очень Вас прошу, пожалуйста, поделитесь информацией.
Согласна, что то, чем Вы занимались могло быть не эффективно, к сожалению.
Но опыт Ваш ценен. Думаю. что у Вас есть что рассказать детям или предостеречь от чего-то...
И ещё один вопрос. Что Вы сейчас преподаёте и какое у Вас начальное образование, в какой сфере?
Я работала техником, оператором, бухгалтером, переводчиком, налоговым инспектором и др. и, наконец, учителем
и только потому, что есть что сказать — это моё убеждение (хотя я с Вами согласна, что учитель — это призвание плюс профессионализм).
С уважением
Но вот в чем Вы правы, том что нужно учить тому, что делаешь!!!
Согласен.