Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 Система Orphus

Деловая игра в курсе основ предпринимательства

автор: Admin-Alex
Прутченков А.С.
В последние десятилетия активизировался интерес к играм нового типа — деловым играм. Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно самостоятельно отыскать проблему и способы ее решения. Если это сделано уже заранее, то перед нами сухая схема аналитического характера, лишенная игровой творческой деятельности, т.е. фактически не игра, а нечто иное, жестко заданное.
Именно непредсказуемость ходы и результатов деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности школьников, изучающих основы предпринимательства. Деятельность школьников в условиях игровой ситуации, как правило, приобретает личностный смыл, тем самым становясь более эффективным средством формирования личности и более глубокого и прочного освоения учебного материала. Именно игровые ситуации создают большие возможности для обучения детей различным видам социальной деятельности.
Широкое распространение игровых технологий выдвигает задачу разра­ботки такой концепции строения игровой деятельности, которая могла бы стать основой проектирования (разработки) новых обучающих игр, одновре­мен­но давая возможность объяснения особенностей игры как вида педагогической деятельности.  Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов.
В образовательной практике реализация учебных программ осуществляется различными методиками. При этом обычные методики, особенно в гуманитарной сфере, носят описательный характер. Однако по теоретическим описаниям сути и  функций предпринимательских структур трудно, а иногда практически невозможно глубоко уяснить процессы их функционирования. В этом случае уроки часто носят лишь иллюст­ра­тивный характер, а игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет школьнику быть лично причастным к функцио­нированию изучаемой системы, дает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» условиях, в которых работает или фирма, или индивидуальный предприниматель.
При этом мы подчеркиваем, что игровая технология не подменяет традиционные методы обучения школьников, а рацио­нально их дополняет, расширяя педагогический арсенал учителя, позволяя более эффективно достигать поставленные цели и задачи конк­рет­ного занятия и всего учебного курса «Основы предпринимательства».

Вопросы для обсуждения:
1. Очевидно, что игра обладает серьезным образовательным потенциалом, но почему тогда игра редко используется в преподавании экономики и основ предпринимательских знаний?
2. Какими специфическими качествами должен обладать преподаватель, проводящий деловую игру?
3. Возможно ли проведение игры по чужому сценарию, без серьезной адаптации к условиям конкретного класса, школы и т.д.?
+3
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  17

Комментарии (17)

pbn69, 18 марта 2010, 07:50   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Главные проблемы в использовании игр являются следующие
1. Отсутствие необходимости. Так мы сейчас отчитываемся за знания, а не умения
2. Отсутствие опыта игры
3. Отсутствие традиции игр

ответить
Natalia-Platokhina, 29 марта 2010, 23:49   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Согласна с вами, что основные проблемы — отсутствие опыта и традиции игры в жизни самого педагога! Как ему начать использвоание игры в классе, если он сам давно забыл как это делается. Поэтому предлагаю во всех педагогических вузах ввести в обязательном порядке игровой практикум, с учетом основной профессии, которую получают молодые люди. Если это филологи, то им желателдьно овладевать игровыми технологями с эитой спецификой и т.д. Студентам так легче будет понимать — зачем им еще что-то дают. И еще — важно. чтобы во время обучения в вузе они  получали практический опыт проведения игры в качестве ее руководителя, а не просто с удовольствием играли под руководством преподвателя педагогического вуза. 
ответить
pbn69, 30 марта 2010, 00:05   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
СОГЛАСЕН С ВАМИ АБСОЛЮТНО!!1
Вообще, в педвузах нужно увеличить долю предметов направленных на организацию процесса образования.

ответить
mdryomina, 18 марта 2010, 14:54   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Опираясь на свои наблюдения за преподаванием в вузе, могу дать такие ответы на вопросы:
1. Игра как метод применяется в вузе довольно редко в связи с недостаточной компетентностью преподавателей. Традиционная лекция — это преимущественно линейная (в одну сторону) коммуникация преподавателя с обучающимися; традиционный семинар — снова линейная коммуникация в обратную сторону — от обучающихся к преподавателю. В игре нужно управлять интерактивными коммуникациями — спонтанность в самовыражении обучающихся направлять в одно русло, к определенной цели. К сожалению, преподаватели часто, желая достичь нужной цели, подавляют спонтанность, что превращает игру в ту же традиционную линейную коммуникацию.
2. Преподавателю нужны навыки режиссуры. Личностные качества — эмпатичность, толерантность, креативность, чувство юмора, спонтанность, находчивость, дипломатичность.
3. Считаю, что вполне возможно применение чужих сценариев. Однако, как правило, игра идет в контексте авторской программы дисциплины, поэтому оптимальнее разрабатывать собственные сценарии, когда игра является тренажером для отработки навыков, поиска альтернативных (а не готовых) решений.

ответить
AllaKantsiber, 18 марта 2010, 19:11   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
… очевидно, что игра обладает серьезным образовательным потенциалом…
Игру на уроке провести можно, но это действительно требует хорошей подготовки учителя и учащихся, так как интересы у детей все же различные, а вот на факультативных занятиях, когда и цели и задачи едины для всех, игра просто необходима. И проходят игры и тренинги на «ура».
Да, может быть, мало опыта, но время диктует свои условия и мы должны учиться новым методам преподавания. На начальном этапе вполне приемлимо использование чужих сценариев. Работая со сценарием, вы адаптируете его к той аудитории, с которой вы работаете, а значит, что первые шаги вы уже делаете.

ответить
Admin-Alex, 18 марта 2010, 21:14   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
А если еще и доплачивать за использование (разумеется, квалифицированное и эффективное) деловой игры в процессе преподавания? А почему нет? Если педагог тратит время и готовит интересную игру и проводит ее успешно, м.б. можно и стимулировать его дополнительно. В конце концов, от этого выигрывают все, и прежде всего, школьник. 
ответить
mdryomina, 19 марта 2010, 12:53   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Соглашусь, доплачивать нужно. Однако для этого необходимо иметь компетентностую модель преподавателя и применять соответствующие методы оценки качества его работы. Сформировались ли нужные компетенции у обучающихся, мы сможем узнать лишь по истечении времени (валидация), а платить-то надо сразу. Поэтому необходимо внедрение комп. модели преподавателя. Для персонала, мыслящего традиционно («госзаказно»), — это революция, для руководителя — головная боль. Зато, как уже было сказано, существенное улучшение качества образования для детей. С большим удовольствием пожала бы руку первому решившемуся на внедрение комп.модели директору-новатору! 
ответить
Admin-Alex, 19 марта 2010, 13:20   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
И я сразу после вас сделаю это (пожму руку директору). Хотя мне кажется, что стимулировать преподавателей нужно более активно, а не просто призывать или даже разрабатывать новые и интересные игры. Они так и останутся на бумаге (или на сайте), если педагог на заинтересован, в том числе и лично. Хватит уж смущаться этого принципа — личной материальной заинтересованности. И еще — очень хороший стимул — авторские права на разработанную игру! Если сам педагог что-то интересное «изобрел», почему ему не зафиксировать свои авторские права и соответствующий гонорар. 
ответить
mdryomina, 20 марта 2010, 13:28   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Абсолютно с Вами согласна, я ведь только за объективизацию оценки качества труда педагога-изобретателя третьей стороной. Иначе в глазах коллег он будет выглядеть любимчиком директора, что может вызвать негатив вместо здоровой конкуренции. 
ответить
Nataly, 21 марта 2010, 21:06   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
А вы учились где-нибудь игровым технологиям? Если да, то напишите, пожалуйста, как проходило обучение, насколько эффективно. Игре невозможно научиться «по учебнику», нужно самому пройти все этапы. 
ответить
Rikkardo, 24 марта 2010, 22:02   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Вы забыли, что в данном случае рассматриваете только деловые игры в классе или аудитории, но есть еще сетевые компю игры по предпринимательству и они вполне доступны широкому кругу учащихся и преподавателей. а там можно вполне моделировать любые ситуации рынка. и есть места. где можно пройти подготовку по их проведению. например в МГУ на высших комп. курсах бизнеса. 
ответить
Nataly, 29 марта 2010, 12:41   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих курсах. Каким образом может быть дальнейшее использование данного образовательного ресурса. Видите ли Вы разницу игровых технологий как  образовательным и педагогическим ресурсом?


ответить
Socrat, 28 марта 2010, 12:35   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Игра является весьма эффективной технологией, которую целесообразно использовать в экономическом образовании и воспитании школьников. Сразу подчеркнем, что в деловой  и ролевой игре принципиальным является обязательное наличие модели управляющей системы. При разработке игры важно уделяется основное внимание имен­но управ­ленческим аспектам деятельности.
Эффективность труда руко­во­дителя любого ранга в большей степени зависит от умения руководить людьми, чем решать профессиональные задачи. Соотношение между двумя этими сторонами дея­тельности составляет 2: 1. До 40% всех вопросов, решае­мых руководителем, относится к управлению коллекти­вом, а эффективность его работы в среднем на три чет­верти зависит от способности взаимодействовать с дру­гими людьми. Американские специалисты выделяют во­семь основных групп качеств специалиста, составляю­щих мастерство управления:
— умение формально и неформально общаться и эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;
— умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;
— умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать;
— умение получать и обрабатывать нужную информа­цию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;
— умение принимать решения в неопределенных ситуа­циях
— умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;
— умение проявлять деловые качества предпринима­теля: ставить перспективные цели, использовать благо­приятные возможности, вовремя изменять организаци­онную структуру предприятия;
— умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.
Именно эти умения и должны лежать в основе и разработки и проведению игры, которая используется в предпринимательском образовании.

ответить
Nataly, 29 марта 2010, 12:47   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Как обучить учителя этой технологии? Видимо здесь необходимо привлечение ЭПОС-партнеров игртехников, имеющих практику проведнеия подобного класса игр, т.к. на курсах повышения квалификации подобного рода специалистов очень мало, а эффективность технологии переоценить сложно. Именно данной технологии в ситуации, когда экономическое, в.т.ч. предпринимательское образование «уходит» в сферу дополнительного образования необходимо уделять особое внимание. 
ответить
pbn69, 3 апреля 2010, 17:14   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
В СПб есть СПб Академия Постдипломного Педагогического образования. Есть кафедра инновационных педагогических технологий. Там есть игровые технологии.
Есть кафедра Андрогогики и специалист Ермолаева М.Г. по игровым методам. Было бы желание, специалистов по сетевой модели можно подготовить быстро. Был бы заказ!

ответить
Socrat, 8 апреля 2010, 13:01   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
А заказы сегодня нужно самим формировать, а не ждать, когда придут и попросят. Тем более, что многие не представляют, что они хотят и в чем нуждаются их ученики. Показывать «товар лицом». Понимаю, что это сложно, затратно и не всегда окупается, но это тоже своего рода предпринимательство. Есть определенный риск и нет гараннтий, что «твой товар» купят. Понимаю, что это проблема большиства современных ИПК и аналогичных контор, которые привыкли жить с «государственным заказом». Времена меняются, нужно менять и технологии презентации своих услуг. 
ответить
pbn69, 8 апреля 2010, 19:19   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Процессы идут постепенно в плане становления предприимчивости доп. образования, но к сожалению, традиции еще сильны. 
ответить
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии и отправлять работы.