автор: Admin-Alex
В последние десятилетия активизировался интерес к играм нового типа — деловым играм. Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно самостоятельно отыскать проблему и способы ее решения. Если это сделано уже заранее, то перед нами сухая схема аналитического характера, лишенная игровой творческой деятельности, т.е. фактически не игра, а нечто иное, жестко заданное.
Именно непредсказуемость ходы и результатов деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности школьников, изучающих основы предпринимательства. Деятельность школьников в условиях игровой ситуации, как правило, приобретает личностный смыл, тем самым становясь более эффективным средством формирования личности и более глубокого и прочного освоения учебного материала. Именно игровые ситуации создают большие возможности для обучения детей различным видам социальной деятельности.
Широкое распространение игровых технологий выдвигает задачу разработки такой концепции строения игровой деятельности, которая могла бы стать основой проектирования (разработки) новых обучающих игр, одновременно давая возможность объяснения особенностей игры как вида педагогической деятельности. Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов.
В образовательной практике реализация учебных программ осуществляется различными методиками. При этом обычные методики, особенно в гуманитарной сфере, носят описательный характер. Однако по теоретическим описаниям сути и функций предпринимательских структур трудно, а иногда практически невозможно глубоко уяснить процессы их функционирования. В этом случае уроки часто носят лишь иллюстративный характер, а игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет школьнику быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» условиях, в которых работает или фирма, или индивидуальный предприниматель.
При этом мы подчеркиваем, что игровая технология не подменяет традиционные методы обучения школьников, а рационально их дополняет, расширяя педагогический арсенал учителя, позволяя более эффективно достигать поставленные цели и задачи конкретного занятия и всего учебного курса «Основы предпринимательства».
Вопросы для обсуждения:
1. Очевидно, что игра обладает серьезным образовательным потенциалом, но почему тогда игра редко используется в преподавании экономики и основ предпринимательских знаний?
2. Какими специфическими качествами должен обладать преподаватель, проводящий деловую игру?
3. Возможно ли проведение игры по чужому сценарию, без серьезной адаптации к условиям конкретного класса, школы и т.д.?
Комментарии (17)
1. Отсутствие необходимости. Так мы сейчас отчитываемся за знания, а не умения
2. Отсутствие опыта игры
3. Отсутствие традиции игр
Вообще, в педвузах нужно увеличить долю предметов направленных на организацию процесса образования.
1. Игра как метод применяется в вузе довольно редко в связи с недостаточной компетентностью преподавателей. Традиционная лекция — это преимущественно линейная (в одну сторону) коммуникация преподавателя с обучающимися; традиционный семинар — снова линейная коммуникация в обратную сторону — от обучающихся к преподавателю. В игре нужно управлять интерактивными коммуникациями — спонтанность в самовыражении обучающихся направлять в одно русло, к определенной цели. К сожалению, преподаватели часто, желая достичь нужной цели, подавляют спонтанность, что превращает игру в ту же традиционную линейную коммуникацию.
2. Преподавателю нужны навыки режиссуры. Личностные качества — эмпатичность, толерантность, креативность, чувство юмора, спонтанность, находчивость, дипломатичность.
3. Считаю, что вполне возможно применение чужих сценариев. Однако, как правило, игра идет в контексте авторской программы дисциплины, поэтому оптимальнее разрабатывать собственные сценарии, когда игра является тренажером для отработки навыков, поиска альтернативных (а не готовых) решений.
Игру на уроке провести можно, но это действительно требует хорошей подготовки учителя и учащихся, так как интересы у детей все же различные, а вот на факультативных занятиях, когда и цели и задачи едины для всех, игра просто необходима. И проходят игры и тренинги на «ура».
Да, может быть, мало опыта, но время диктует свои условия и мы должны учиться новым методам преподавания. На начальном этапе вполне приемлимо использование чужих сценариев. Работая со сценарием, вы адаптируете его к той аудитории, с которой вы работаете, а значит, что первые шаги вы уже делаете.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих курсах. Каким образом может быть дальнейшее использование данного образовательного ресурса. Видите ли Вы разницу игровых технологий как образовательным и педагогическим ресурсом?
Эффективность труда руководителя любого ранга в большей степени зависит от умения руководить людьми, чем решать профессиональные задачи. Соотношение между двумя этими сторонами деятельности составляет 2: 1. До 40% всех вопросов, решаемых руководителем, относится к управлению коллективом, а эффективность его работы в среднем на три четверти зависит от способности взаимодействовать с другими людьми. Американские специалисты выделяют восемь основных групп качеств специалиста, составляющих мастерство управления:
— умение формально и неформально общаться и эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;
— умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;
— умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать;
— умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;
— умение принимать решения в неопределенных ситуациях
— умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;
— умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия;
— умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.
Именно эти умения и должны лежать в основе и разработки и проведению игры, которая используется в предпринимательском образовании.
Есть кафедра Андрогогики и специалист Ермолаева М.Г. по игровым методам. Было бы желание, специалистов по сетевой модели можно подготовить быстро. Был бы заказ!