Городской педагогический совет, посвященный Году учителя,
«Практико-ориентированное социально-экономическое образование»
Москва, 30 ноября 2010 года
Резолюция
Круглый стол «Новые подходы к профориентации школьников», Городской педагогический совет, посвященный Году учителя, «Практико-ориентированное социально-экономическое образование» проводились Московским институтом открытого образования Департамента образования города Москвы, Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Московским фондом подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности, Муниципальным Фондом поддержки малого предпринимательства ВАО города Москвы, ГОУ Колледжем предпринимательства №11, Международной конфедерацией обществ потребителей, Издательством «Вита-пресс» при информационной поддержке журнала «Экономика в школе», общероссийского информационно-образовательного портала «5Ц», портала «Сеть творческих учителей», видеопортала «Финансовый Рынок Из Первых Уст» в рамках ЭПОС-ярмарки «Практико-ориентированное социально-экономическое образование»30 ноября 2010 г. в Центральном доме предпринимателя. В работе круглого стола приняли участие 87 человек.В ходе круглого стола было представлено 15 докладов и сообщений.
Участники круглого стола с большой заинтересованностью обсуждали актуальные вопросы профориентационной работы со школьниками, новые подходы и возможности, которые предоставляет практико-ориентированное экономическое образование. Все участники отмечали важность и актуальность экономического образования и предпринимательской подготовки обучающихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, значимость работы в этом направлении кафедры экономики и центра образовательного аутсорсинга (ЦОА) «Практическая экономика и предпринимательство» МИОО, журнала «Экономика в школе», других структур и организаций Москвы.
Участники круглого стола отмечают
— опыт, накопленный московской системой общего и профессионального образования, свидетельствует о том, что социально-экономическое образование является необходимым инструментом формирования основ экономической культуры молодежи;
— новая модель развития инновационного образования обусловливает необходимость обеспечения практико-ориентированной составляющей экономического образования и предпринимательской подготовки для формирования социально-экономических компетенций молодежи и ее успешной социализации;
— в настоящее время в ряде образовательных учреждений и округов города Москвы, внедряющих в свою работу концепцию экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) и технологии практико-ориентированного экономического образования, лежащие в основе Программы ЭПОС, происходят положительные изменения, связанные с созданием условий для раскрытия творческого потенциала школьников, педагогов, динамичного развития школ, учебных округов и всей системы экономического образования города Москвы;
— современный рынок труда, требования обучающихся и их родителей в области профессиональной ориентации обусловливают необходимость использования образовательными учреждениями новых подходов и методов профориентации молодежи.
К числу приоритетных направлений, имеющих принципиальное значение для повышения эффективности экономического образования, предпринимательской подготовки и качества профориентационной работы со школьниками, относятся:
— дальнейшее совершенствование содержания социально-экономического образования с учетом его соответствия критериям инновационного образования, а также адекватным особенностям обучающихся всех категорий;
— разработка и внедрение эффективных технологий, методик и форм экономического практико-ориентированного образования и предпринимательской подготовки, способствующих профессиональной ориентации молодежи и осознанному выбору жизненного пути;
— активизация внедрения программ и педагогических технологий повышения квалификации и переподготовки учителей с учетом профориентационного потенциала экономической и предпринимательской подготовки.
Участники круглого стола
— выражают одобрение инициативам кафедры экономики и ЦОА «Практическая экономика и предпринимательство» МИОО по внедрению новых подходов к профориентации школьников на основе практико-ориентированного социально-экономического образования;
— принимают за основу предложенные инновационные подходы к профессиональной ориентации школьников, которые были обсуждены во время круглого стола;
— рекомендуют окружным научно-методическим центрам, образовательным учреждениям города Москвы использовать информацию и материалы круглого стола в своей практической деятельности.
Участники круглого стола обращаются с предложениями
1. В Департамент образования города Москвы
— рассмотреть на коллегии Департамента образования вопрос о состоянии преподавания экономики на базовом уровне в образовательных учреждениях Москвы в связи с ее высоким профориентационным потенциалом;
— рассмотреть вопрос о внесении в Правительство Москвы проекта дополнения к Закону Москвы «Об общем образовании в городе Москве» для включения в перечень обязательных учебных курсов предмет «Экономика»;
— рассмотреть вопрос о поручении окружным органам управления образования дальнейшей разработки программы формирования ЭПОС в контексте усиления профориентационной работы как на окружном, так и на муниципальном уровнях;
— организовать на базе ВАО города Москвы экспериментальную площадку городского уровня по инновационным практико-ориентированным подходам к профориентации школьников через школьное экономическое образование c целью разработки модели взаимодействия образования, науки и инновационного бизнеса;
— оказывать содействие в информировании педагогов и обучающихся об образовательной поддержке начинающих предпринимателей из числа учащейся и студенческой молодежи города Москвы в рамках Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.;
— разместить данную резолюцию круглого стола на официальном сайте Департамента образования.
2. В Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы
— продолжить работу по развитию предпринимательской инициативы среди учащейся молодежи путем организации факультативного курса «Основы предпринимательской деятельности», а также других учебных и внеучебных форм деятельности.
3. В Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (МФПК)
— оказывать организационно — методическое содействие внедрению факультативного курса «Основы предпринимательской деятельности» в школы и колледжи Москвы;
— разместить данную резолюцию круглого стола на официальном сайте МФПК.
4. В Московский институт открытого образования
— доработать Программу ЭПОС с учетом профориентационного потенциала социально-экономического образования;
— рассмотреть вопрос об издании специального сборника лучших моделей организации профориентационной работы на основе практико-ориентированного экономического образования в школах города Москвы;
— провести августовский педсовет по профориентационному потенциалу социально-экономического образования;
— предусмотреть специальные модули в программах повышения квалификации и переподготовки учителей с учетом профориентационного потенциала экономической подготовки школьников.
5. В окружные органы управления образования
— рассмотреть вопрос о создании методической комиссии по содействию развитию экономического и предпринимательского образования в образовательных учреждениях округа;
— разработать программу профориентации школьников на основе формирования ЭПОС на окружном уровне;
— оказывать содействие образовательным учреждениям в организации преподавания экономики с ориентацией на практическую составляющую обучения;
— поручить образовательным учреждениям разработать собственные планы профориентационной деятельности на основе практико-ориентированного социально-экономического образования с целью формирования социально-экономических компетенций школьников и их успешной социализации;
— рассмотреть вопрос о поддержке образовательных учреждений, в которых ведется активная подготовка школьников в области практико-ориентированного социально- экономического образования.
6. В образовательные учреждения
— разработать план профориентационной работы образовательного учреждения с учетом практической составляющей обучения основам экономики, потребительских знаний, предпринимательства и финансовой грамотности с целью формирования социально-экономических компетенций школьников и их успешной социализации;
— создать условия для преподавания экономики как отдельной учебной дисциплины на базовом уровне с акцентом на практическую составляющую обучения;
— использовать возможности и преимущества междисциплинарного подхода для внедрения основ экономических знаний в образовательную практику, включая начальную школу;
— рекомендовать активнее осуществлять взаимообмен опытом работы с обучающимися в области экономического образования и предпринимательской подготовки с использованием потенциала ресурсных центров по предпринимательству системы СПО Москвы;
— активизировать проектную деятельность по прикладным направлениям экономической и предпринимательской подготовки обучающихся как продуктивную форму профориентационной работы;
— рекомендовать проведение «внутренних» конкурсов предпринимательских проектов и инициатив обучающихся как предварительного этапа Московского городского конкурса предпринимательских проектов учащейся и студенческой молодежи;
— рекомендовать родительским комитетам школ, школьным управляющим советам рассмотреть вопрос о включении в перечень обязательных учебных курсов предмета «Экономика» в связи с ее высоким профориентационным потенциалом.
7. В редакционные коллегии педагогических изданий
— информировать педагогическую общественность об итогах работы данного педагогического совета и принятых решениях с целью объединения усилий всех заинтересованных лиц и учреждений в развитии экономического образования и эффективной профориентационной работы со школьниками;
— рассмотреть вопрос о возможности открытия постоянной рубрики под общим названием «Актуальные вопросы экономического образования» с публикацией материалов образовательных учреждений и округов с описанием разнообразного опыта.
8. В Интернет-сообщества учителей экономики, координаторам сайтов и порталов образовательного и экономического профилей
— рассмотреть возможность объединения деятельности по формированию информационных ресурсов по проблемам социально-экономического образования в школе.
9. В городской совет родительской общественности города Москвы.
— рассмотреть вопрос о создании в структуре городского совета родительской общественности Москвы отдельной комиссии (комитета) по проблемам экономического образования школьников;
— рассмотреть вопрос о размещении на сайте Департамента образования Москвы (страница городского совета родительской общественности) отдельной страницы «Школьникам и родителям об экономике»;
— организовать проведение школьных и окружных родительских собраний и городского совета родительской общественности для обсуждения предложений родителей по включению в перечень обязательных учебных курсов предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях города Москвы в связи с ее высоким профориентационным потенциалом.
10. В бизнес-сообщества и ассоциации предпринимателей
- рассмотреть возможность поддержки Программы ЭПОС;
— разработки совместной с профессиональным педагогическим сообществом программы поддержки социально-экономического образования, воспитания и профориентации молодежи.
11. В Консультативный совет по вопросам развития Москвы как национального и международного центра финансовых услуг
- рассмотреть вопрос о создании механизма взаимодействия Консультативного совета, разработчиков и участников Программы ЭПОС по проведению профориентационной работы со школьниками в учреждениях среднего общего образования города Москвы в целях создания кадрового потенциала для работы на финансовом рынке и повышения общего уровня финансовой грамотности молодежи.
Комментарии (2)