Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 Система Orphus

Приглашение к обсуждению ...

автор: Admin-Alex

Уважаемые коллеги, мы обращаемся к вам с предложением принять участие в обсуждении темы «Экономическая подготовка школьников и новые подходы в  профориентации». Уверены, что только совместными усилиями образовательных учреждений мы сможем обратить внимание авторов учебных курсов и программ, которые используются в общеобразовательной школе, и руководителей системы образования всех уровней на необходимость включения экономических вопросов в их содержание.

К сожалению, современный выпускник школы, гимназии или лицея, совсем не ориентируется в вопросах, связанных с экономической жизнью, слабо владеет основами финансовой грамотности и т.д.  А эта тематика практически не представлена даже в проекте Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), проект которых сейчас обсуждается на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу:

5 — 9 классы — http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224

10- 11 классы — http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=4103

У нас еще есть время высказать свою точку зрения по этой тематике.

Кроме того, на портале «Финансовая видеоэнциклопедия IncomePoint.tv» — http://www.incomepoint.tv/ — завершена публикация материалов ЭПОС-ярмарки: «Практико-ориентированное социально-экономическое образование», прошедшей в Москве 30 ноября 2010 года. Ярмарку провели Московский институт открытого образования (МИОО) и Центр образовательного аутсорсинга (ЦОА) «Практическая экономика и предпринимательство».

Во время Круглого стола его участники обсуждали вопросы о состоянии экономического образования в общеобразовательной школе. Мы ждем ваши предложения, в том числе и по материалам проектов ФГОС.

Какой вы видите роль общеобразовательного учреждения в экономическом образовании и воспитании современных школьников?
Какой должна быть программа образовательного учреждения, чтобы его выпускник смог приобрести ключевые социальные компетенции?

Кто может и должен помогать школе как социальный партнер в решении вопросов организации экономического образования и профориентации школьников?

Надеемся на конструктивное содержательно общение во время Интернет-конференции.

Ваши вопросы и предложения вы можете посылать по адресу электронной почты — 5values@mail.ru — Прутченкову Александру Сергеевичу

До встречи на страницах нашего портала!

0
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  1

Комментарии (1)

1524, 21 декабря 2010, 12:46   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

В экономике существуют три главных вопроса: «Что производить? Как производить? Кто получит результаты?» Разрабатывая новую концепцию экономического образования в школе, было бы непростительно ошибкой не воспользоваться этими вопросами. Слегка перефразируя эти вопросы, попробуем вникнуть в суть проблемы.


Вопрос: «Что производить?», т.е. «Какого типа образовательный продукт  производить?» требует предварительного ответа на вопросы: «Зачем производить?», «Какими силами производить?» и «Для кого производить?» Целесообразность  подготовки в области экономики назрела в отечественном обществе уже давно: за прошедшие с момента начала рыночных преобразований годы многие преподаватели на своем горьком опыте убедились, что дословный перевод западной учебной литературы по данному направлению в наименьшей мере соответствует российским реалиям. В доказательство вышесказанному можно вспомнить целую массу провальных реформ 90-ых годов в области экономики, которые были скопированы «младореформаторами» из произведений европейских и американских «локомотивов бизнеса». Сама жизнь явила нам парадокс: сформировав по западному образу и подобию общество потребления, россияне так и не смогли отказаться от тяжелого наследия советской эпохи — потребительского отношения к государству. Мы по-прежнему ждем решений откуда-то сверху и требуем от государства ответственности за наше более-менее сносное существование. Ответственность за сложившуюся ситуацию несет, в том числе, и система образования. Ведь именно она отвечает за качественную составляющую кадрового потенциала страны. Конечно же, можно во всех проблемах обвинять  систему профессионального образования, но особенностью экономической подготовки должен  являться именно максимальный охват  молодежи: молодой человек должен обладать потенциальной возможностью самостоятельно реализовать свои идеи, то есть самостоятельно вести бизнес. К примеру, молодой человек может стать хорошим врачом, но при этом открыть собственный медицинский центр. Или хороший педагог может встать во главе частной школы. Следовательно, в процесс допрофессиональной экономической подготовки  должна включиться общеобразовательная школа: именно ее возможности позволят донести идеи самостоятельной экономической деятельности до большинства представителей молодежи.


 


Итак, что же мы хотим увидеть в итоге? Для изменения общественного мировоззрения населения страны в области вопросов, связанных с рыночными отношениями, и для роста уровня жизни граждан мы хотим увидеть универсальные образовательные продукты в сфере допрофессиональной экономической подготовки, применяемые в условиях средней общеобразовательной школы для большинства российских школьников.


Перейдем ко второму вопросу. Вопрос «Как производить?» можно свести к вопросу: «Какой научно-методический инструментарий можно положить в основу новой образовательной технологии?» Здесь тоже не все так просто. Всем понятно, что для того, чтобы научиться решать математические задачи повышенной сложности, необходимо разработать новую углубленную образовательную программу, основанную на вполне конкретной области человеческих знаний – математике. Или, к примеру, сокращение количества ошибок в написании слов может быть достигнуто применением специально разработанной филологической программы. А что может сделать человека экономически успешным?  Даже углубленное изучение основ экономики еще не гарантирует самостоятельность в принятии экономических решений, так как ориентировано на теоретическое познание вопроса. Ведь свободная экономическая деятельность базируется не только на экономических знаниях, но и на мировоззрении человека, его личном опыте. Поэтому экономические дисциплины, преподаваемые в средней школе, могут служить лишь относительной основой для построения новой образовательной технологии. Эту основу можно сравнить с основой для пиццы: для того, чтобы блюдо получилось действительно вкусным, на основу из теста необходимо добавить множество дополнительных ингредиентов.  Что же будет являться дополнительными ингредиентами в нашем случае? Безусловно, экономически самостоятельный человек должен владеть орфографической и речевой грамотностью, обладать математико-аналитическим складом ума, легко обращаться с современной компьютерной техникой, знать один или несколько иностранных языков, разбираться в законах устройства современного общества, знать большинство технологических процессов, понимать человеческую психологию и т.д. Все это слагаемые предпринимательского успеха. Но что же получается? Для реализации новой концепции экономического образования школьников необходимо привлечь всю образовательную программу средней общеобразовательной школы! В наш рецепт необходимо также добавить практико-ориентированную составляющую, и научно-методический инструментарий будет полностью обозначен.


Попробуем ответить на третий вопрос.   Из всех разбираемых нами вопросов он является, наверное, самым простым: «Кто получит результаты?» Поскольку школьное экономическое образование является допрофессиональным, оно предоставляет выпускникам общеобразовательных школ потенциальную возможность связать свою жизнь с самостоятельным бизнесом. Учащийся должен понимать, что стезя предпринимательства является полноценной траекторией жизни. А в жизни, как известно, бывают белые и черные полосы. Способность преодолевать и предупреждать критические ситуации, возникающие в бизнесе, должна стать весомой частью результатов экономической подготовки. Государство тоже должно получить вполне ожидаемый результат: в его экономику будут вливаться молодые люди с экономически свободным мировоззрением, способные через реализацию собственных идей и амбиций внести существенный вклад в развитие потенциала и технологического уровня своей страны.  Но получит ли какой-либо результат сама школа? Еще какой! Одной из основных проблем современной российской школы является отсутствие серьезных междисциплинарных связей. Выпускник школы не обладает видением целостной картины мира: у него в багаже отрывочные знания по разным предметам. С высоких трибун неоднократно произносились речи о необходимости усиления межпредметного взаимодействия.  В нашем случае программа экономической подготовки для школы и является той замечательной основой для серьезной интеграции предметов школьной программы. Программа экономической подготовки поможет в решении еще одной школьной проблемы – отсутствии практических компетенций выпускников. Чтобы не превратиться в классический кабинетный спецкурс, программа по экономической подготовке должна включать в себя серьезную практическую составляющую. 

21.12.2010


Заместитель директора ГОУ Лицей №1524 (г. Москва), Рыбкин Сергей Сергеевич



ответить
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии и отправлять работы.