Постоянно действующий научный семинар «Инновационное образование для инновационной экономики» организован Центром образовательного аутсорсинга «Практическая экономика и предпринимательство», кафедрой э\кономики Московского института открытого образования (МИОО).
Приоритетными направлениями данного семинара на 2009-2012 гг. его организаторы считают:
— Экономические компетенции: сущность, структура и место в системе ключевых компетенций;
— Экономическое воспитание школьников и студентов: актуальное содержание и адекватные технологии;
— Экономические знания: рыночный аспект;
— «Педагогика рынка»: междисциплинарное изучение педагогических условий экономической социализации личности;
— Предпринимательская подготовка обучающихся: система, технологии, формы и методы.
Уважаемые коллеги!
Постоянно действующий научный семинар (ПДНС) «Инновационное образование для инновационной экономики» — это важная составляющая формирования новых смежных отраслей знаний, практическое значение которых в педагогической науке очень велико. Становление эффективной национальной система экономического образования, где в качестве первичного звена выступает общеобразовательная школа, является продолжением традиций коммерческого образования в России и актуальной задачей современного общего среднего образования. В конце XIX — начале XX века в России сложилась целостная система коммерческого (экономического) образования, в которой достойное место занимали общества поддержки развития коммерческого образования.
ПРОГРАММА 4-й сессии:
1. Вступительное слово. О необходимости актуализации вопросов воспитания в современной школе — заведующая кафедрой экономики, руководитель ЦОА «Практическая экономика и предпринимательство» МИОО Н.Н.Калинина.
2. Основной доклад «Экономическое воспитание школьников» — профессор кафедры экономики МИОО Т.С.Терюкова.
3. Выступления оппонентов:
a. «Современные интернет-технологии в экономическом воспитании школьников» — профессор кафедры экономики МИОО, ведущий научный сотрудник ЦОА «Практическая экономика и предпринимательство» МИОО А.С.Прутченков,
b. «Проблемы воспитания в современном российском образовании» — главный редактор журнала «Воспитание школьников» Г.С.Семенов.
4. Дискуссия.
Об экономическом воспитании школьников
Т.С. Терюкова
Экономическое воспитание — особый тип воспитания. Оно необходимо для существования в определенной сфере человеческой жизнедеятельности — экономике.
Экономическое воспитание как процесс есть целенаправленное педагогическое воздействие других лиц (учителей, ученых, родителей, общества в целом и пр.) для формирования определенных экономически значимых черт личности, для обеспечения процесса самостроительства в будущей жизни.
Экономическое воспитание как результат есть интегральная целостность (набор), складывающаяся из убеждений, принципов, навыков, традиций, обычаев, основанных на экономическом знании и культуре человека, необходимых для эффективного бытия и эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Цель экономического воспитания — формирование и закрепление определенных образцов (моделей) поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах, накопление социального опыта
Воспитание как система взглядов, убеждений, мотивов поведения постоянно корректируется новым знанием, которое приобретается в формальной (образовательном учреждении) и неформальной (в семье, окружении, из СМИ и пр.) средах.
Задачи экономического воспитания школьников:
1. формирование экономических представлений об окружающем мире на основе научных знаний и потребности в них, экономического мышления.
2. Формирование личностных характеристик, необходимых для предпринимательской деятельности, развития предприимчивости, ответственности, самостоятельности, расчётливости и др.
3. Овладение навыками самостоятельного принятия решений.
4. Освоение норм и стратегий экономического поведения, основных экономических ролей, навыков делового общения и коммуникативных связей.
5. Формирование психологической готовности к возможным трудностям и устойчивых ценностных стереотипов.
Выбор современных средств и форм экономического воспитания школьников должен быть направлен на решение выдвинутых задач с учетом возрастных особенностей детей и подростков младшей, основной и старшей школ; их способностей, опыта общения со сверстниками, педагогами, взрослыми; готовности к разнообразным видам деятельности; наличия и оценки ресурсов воспитательного процесса, включая программно-методическое, кадровое, нормативно-правовое, материальное обеспечение; создание практико-ориентированной экономической среды, то есть необходимых условий педагогического процесса.
В процессе экономического воспитания происходит развитие как психических функций, формирование экономически значимых черт характера, так и социально-личностных качеств, необходимых для социализации.
Черты экономически воспитанного человека:
Владеет основами экономической теории для того, чтобы освоить экономические принципы и научиться принимать грамотные решения.
Имеет четкое представление об окружающем мире, экономических реалиях современного дня, регулярно пополняет знания.
Выстраивает стратегию своего экономического поведения, осваивает основные модели и экономические роли, руководствуясь экономическими принципами,.
Обладает современным экономическим мышлением и развивает навыки самостоятельного принятия решений.
Владеет экономическим языком, навыками делового общения, устной и письменной коммуникацией.
Уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд. Активно участвует в продуктивной деятельности, производит потребительские ценности, необходимые людям.
Руководствуется нормами и моральными принципами, необходимыми для ведения честного бизнеса.
Большая роль в экономическом воспитании школьника принадлежит семье, однако эффективность семейного воспитания зависит от выбранной тактики. Наиболее продуктивной является тактика «сотрудничества».
65% родителей отмечают важность экономического воспитания в семье, хотя и используют лишь две традиционные формы: беседы на экономические темы и привлечение детей к домашнему труду. Поэтому участие семьи (родителей) в экономическом воспитании школьников должно быть согласовано с общей стратегией и методами экономического образования и воспитания образовательного учреждения.
Экономическое воспитание подрастающего поколения представляет собой ценное экономическое благо, которое следует постоянно воспроизводить и наращивать в любых формах и любыми способами.
«Инновационное образование для инновационной экономики»
3-я сессия «Межпредметные связи в школьном экономическом образовании»
18 января 2011г.
ПРОГРАММА 3-й сессии
Вступительное слово. О повышении эффективности экономического образования в школе: межпредметные связи и интеграция экономики в различные предметные области. Калинина Н.Н. Видео-материалы см. по ссылке — http://www.youtube.com/watch?v=E9n8QhQnsMw
Доклады:
Направления актуализации межпредметных связей в школьном экономическом образовании. Берман Л.Э. — http://alex55alex.podfm.ru/my/6/