Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 Система Orphus

Доклад, материалы и обсуждение

автор: Admin-Alex

Доклад «Подготовка учителя экономики: из истории становления специальности» 1. Специальность «Учитель экономики»


Т.С.Терюкова, к.э.н., профессор кафедры экономики МИОО

1. О специальности «Учитель экономики».
История становления специальности «Учитель экономики» связана со становлением и развитием системы школьного экономического образования в стране. Специальность «Учитель экономики» (030300) была утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 года № 180. Нормативная длительность обучения по специальности – 5 лет. Профессиональная педагогическая деятельность специалиста направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса. Сферами деятельности специалиста были предусмотрены: преподавание, научно-методическая, социально-педагогическая, культурно-просветительская.
Однако деятельность учителя экономики в средней школе началась гораздо раньше (в начале 90-х), особенно в тех школах и в той образовательной среде, в которых педагогический поиск новых идей, форм и содержания обучения экономике нашел отклик в преподавателях, способных реализовать эти идеи в педагогической практике, где возможности для проведения занятий по экономике стали реальностью. Известны успехи энтузиастов — учителей экономики не только школ столичных городов   — Москвы и Санкт-Петербурга, но и других регионов — Липецка, Волгограда, Екатеринбурга, Сахалина и других.
Продолжение доклада
.

Новые формы аттестации учителей экономики, или Размышления над приказом министра
Кузнецова Е.В.

Начну с выдержки из  книги одного из ведущих специалистов в области аттестации В.К. Тарасова. «Аттестация — это некоторый законченный, оформленный, зафиксированный результат оценки человека. Результат аттестации всегда в известной мере  субъективен. В то же время, как правило, присутствует желание провести аттестацию как можно объективнее, т.е. сделать аттестационную процедуру такой, чтобы результат аттестации как можно меньше зависел от того, кто аттестует. Таким образом, в самой постановке задачи изначально заложено противоречие. Оно заключается в стремлении объективно оценить то, что объективной оценке, в принципе,  н е  п о д д а е т с я.

Явной целью аттестации является установление факта пригодности того или иного человека к определенной социальной роли, например, учителя. Поэтому конечной явной целью аттестации является определенное решение, изменяющее или сохраняющее социальное положение аттестуемого в соответствии с его готовностью к исполнению данной или сходной социальной роли. Латентных функций аттестации может быть, в зависимости от обстоятельств, довольно много».
В современных документах, законодательно оформляющих аттестацию педагогических работников указываются следующие параметры деловых характеристик учителей, которые должны быть выявлены или нет в процессе аттестационной процедуры:
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
— владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
— вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
— имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
— имеют установленную первую квалификационную категорию;
— владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
— имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
— вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
Исходя из вышеизложенного, процедура аттестации учителей экономики не может быть экзаменом, проверяющим знание экономической теории или еще чего-то из школьной программы! Следует принять в качестве исходного постулата, что все экзамены на знание предмета учитель сдал в  институте. О чем свидетельствует его диплом и вкладыш к нему.

Особенность аттестации педагогической деятельности учителей экономики заключается в необходимости  выявления способности преподавателя постоянно впитывать новое в области экономики, анализировать изменения, происходящие в стране и мире.
В связи с этим, аттестационная процедура может быть следующей.
1. В качестве деловой характеристики предъявляется видеоклип, который в течение 10-15 минут демонстрирует поведение учителя экономики в работе с аудиторией, содержащий высказывания о нем оппонентов и единомышленников.
2. В качестве работы, подтверждающей квалификацию, аттестуемый учитель пишет статью на одну из актуальных тем, предложенных кафедрой экономики. Список тем заранее предлагается  на сайте кафедры и все, кто готовится к добровольной или обязательной аттестации, имеют возможность с ними ознакомиться.
3. Затем происходит публичная презентация  этой работы. На этом этапе учителя имеют возможность в  своем выступлении предъявить аттестационной комиссии умение  «владеть современными образовательными технологиями и методиками». 

Общая характеристика специальности «Учитель экономики» (030300)

1.1. Специальность 030300 Экономика утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 года № 180.
1.2. Квалификация выпускника — учитель экономики
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя экономики по специальности 030300 при очной форме обучения 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник, получивший квалификацию учителя экономики, должен быть готов осуществлять обучение и воспитание учащихся в соответствии с Государственным образовательным стандартом по экономике для средней школы (в том числе в тех школах, где обучение экономике ведется с первого класса), обеспечивать базовый уровень подготовки по предмету, а также уровень профильной школы в рамках социально-экономического направления; способствовать социализации, ориентации и самоопределению учащихся  в социально-экономических проблемах современного мира, формированию основ экономической культуры и общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать современные инновационные приемы, методы и средства обучения; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка; систематически повышать свою квалификацию, совершенствовать коммуникационные, организаторские навыки, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Далее смотрите файл

 

 

0
 
Добавить в избранное
 
комментировать

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии и отправлять работы.