Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную |
 Система Orphus

Научный семинар "Инновационное образование для инновационной экономики"    

Краткая информация о программе скрыть



Постоянно действующий научный семинар «Инновационное образование для инновационной экономики» организован Центром образовательного аутсорсинга «Практическая экономика и предпринимательство», кафедрой э\кономики Московского института открытого образования (МИОО).

Приоритетными направлениями данного семинара на 2009-2012 гг. его организаторы считают:

— Экономические компетенции: сущность, структура и место в системе ключевых компетенций;

— Экономическое воспитание школьников и студентов: актуальное содержание и адекватные технологии;

— Экономические знания: рыночный аспект;

— «Педагогика рынка»: междисциплинарное изучение педагогических условий экономической социализации личности;

— Предпринимательская подготовка обучающихся: система, технологии, формы и методы.

Администраторы (1):
Обычные читатели (6):

Сессия семинара № 5.

автор: Admin-Alex
рубрика: 5. Сессия № 5

Постоянно действующий научный семинар № 5.
15 июня 2010г.
Место проведения: Москва, лицей №1535, ул.Усачева, д.50. Начало 16.00.
ПРОГРАММА 5-ой сессии
Вступительное слово.
Доклад Терюковой Т.С. «Инновационность в экономическом образовании».
Выступления оппонентов: Кузнецовой Е.В., Наумовой Л.В.
Дискуссия.
Экспериментальная работа в экономическом образовании и ее научно-методическое сопровождение: Калинина Н.Н.
Обсуждение  плана проведения ПДНС на 2010-2011 учебный год.

Основной доклад Т.С.Терюковой

Инновационность в экономическом образовании

Своевременность вопросов об инновационности экономического образования в целом и инновационности в экономическом образовании предопределена идеей модернизации (совершенствования) системы образования.
Только инновационность способна обеспечить прорыв в этой сфере образовании, поэтому так важно определить, какие факторы, признаки, формы инновационности могут обеспечить этот прорыв и доказать необходимость самостоятельного существования предметной области «Экономика» в средних учебных образовательных учреждениях. знаний и приобретаемых навыков.Формирование экономического образования как инновационной системы требует органического  соединения педагогического, технологического, организационного процессов, обеспечивающих высокое качество в каждом из этих процессов, должны лежать в русле инновационного развития всего экономического образования и адекватно соответствовать общей образовательной стратегии.
Требованиям инновационности должны прежде всего соответствовать цели, задачи, результат экономического образования на разных уровнях и в разных учебных заведениях. Они должны быть адекватны складывающимся условиям жизни, изменению ценностных установок и ориентиров, решению профессиональных задач и пр.
Требуется их пересмотр и корректировка.
Предлагаем обсудить следующие проблемы:

  • какую область в экономическом образовании (содержательную, практическую, технологическую, организационную) должны в первую очередь затронуть инновационные преобразования; в чем они должны выражаться;
  • какая область требует немедленного совершенствования; в теоретическом плане — требуется ли пересмотр структуры, концепций, подходов, гипотез, принципов обучения и воспитания, используемых в экономическом образовании или их небольшая корректировка;
  • в практическом плане — каковы возможные направления в разработке и освоении  новых программ, методик, дидактических средств, включая информационные и компьютерные технологии, аудиовизуальные устройства;
  • каковы возможные виды инноваций по тематическим направлениям (блокам) в структуре экономического образования; каковы способы управления инновационным процессом в каждом из направлений экономического образования (или они не имеют различий);
  • велика ли роль механизмов управления в образовательном процессе, как они влияют на эффективность всего экономического образования; каковы должны быть созданы условия и разработаны средства, стимулирующие развитие инновационной деятельности в экономическом образовании;
  • каким образом следует разъяснять содержание инновационной деятельности в экономическом образовании и привлекать к сотрудничеству всех заинтересованных субъектов образовательной деятельности.

Внедрение современных инновационных подходов в экономическом образовании (и в части его содержания, и организации) способно ускорить развитие интеллектуальных способностей людей в экономической сфере, осуществить эффективный поиск адекватных педагогических и технологических  средств.

Видеоматериалы доклада www.youtube.com/watch?v=TiwauLKr-R8
© Т.С. Терюкова, 2010

Обсуждние доклада

Новикова Т.Г., д.п.н., профессор, зав.кафедрой развития образования АПК и ППРО.

Классификация инноваций — важнейшая задача, знание которой совершенно необходимо для того, чтобы:
— разбираться в объекте развития,
— выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества,
— понять то общее, что объединяет его с другими,
— увидеть то особенное, что отличает его от других новшеств,- осуществить экспертную оценку с целью прогноза развития, возможных эффектов и рисков.

Пользуясь всем этим знанием, можно наиболее точно выбирать необходимое новое для освоения, наилучшим образом разрабатывать технологию освоения нового — технологию, учитывающую специфику нововведения. 
В настоящее время существуют множество классификаций инноваций (нововведений), и отсутствует общепринятая системная классификация нововведений. Например,  французский исследователь Э. Брансуик различает три возможных вида педагогических новшеств (инноваций):

  • полностью новые и ранее неизвестные образовательные идеи и действия (таких оригинальных идей очень мало);
  • адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые приобретают особую актуальность в определенной среде и в определенный период времени (самое большое количество таких новшеств);
  • возникающие («оживающие») в ситуации повторной постановки целей, в измененных условиях оживают некоторые ранее существовавшие действия, поскольку новые условия гарантируют их успех и успех определенных положительных идей.

Смотрите далее www.5values.ru/uploads/files/27/_35416_Новикова.doc

Прутченков А.С., д.п.н., профессор, кафедра экономики МИОО.
Соотношение традиций и инноваций
Традиция и инновация взаимодополнительны, не существует одна без другой. В.В.Краевский
Традиция — это порядок наследования, обеспечивающий посредством определенных правил, обязанностей, мер точное воспроизведение сущности наследуемого, его содержания. Содержанием наследования в духовной культуре выступают смысл, ценностные установки, то, что называют «духом культуры», ее внутренней сущностью.
Традиция выполняет в культуре функцию инстинкта самосохранения, выступает как принцип и способность сопротивляемости разложению смысла. Поэтому традиция не может быть сведена к частному мнению.
Традиция не является чем-то абстрактным, неуловимым, она всегда есть конкретный порядок: модель, образец, ценностный, духовно-эмоциональный, символический «стереотип».
Полная традиция включает в себя помимо собственно традиции (как ее внутреннего принципа, то есть упорядоченного наследования):
— разработанную систему моделей наследования, обеспечивающую надлежащую сохранность каждой входящей в нее модели;
— мировоззрение, то есть систему представлений, поддерживающих традицию интеллектуально, в том числе идеологически;
— институты и организации, обеспечивающие последовательный и правильный процесс наследования, например: систему воспитания, систему образования, систему рекрутирования и инициации восприемников традиции.
  Смотрите далее www.5values.ru/uploads/files/27/_10908_Прутченков.doc

 

+1
 
Добавить в избранное
 
комментировать

Семинар № 4

автор: Admin-Alex
рубрика: 4. Сессия № 4

Постоянно действующий научный семинар  № 4
27 мая 2010г.
Место проведения: Москва, лицей №1535, ул.Усачева, д.50
ПРОГРАММА 4-ой сессии
1.      Вступительное слово.
2.      Доклад Парамонова А.И. «Предпринимательская педагогика — обучение через предпринимательство»
3.      Выступления оппонентов: Топешкина Н.В., Урванцева С.Е.
4.      Дискуссия.
5.      Обсуждение  плана проведения ПДНС ан 2010-2011 учебный год.
6.      Подготовка к 5-сессии. Докладчик Терюкова Т.С.

Основной доклад

«Предпринимательская педагогика — обучение через предпринимательство»
(тезисы доклада Парамонов А. И.)
В 2010 году исполняется 15 лет существования и развития в Москве системе предпринимательской подготовки учащейся и студенческой молодежи. В этой связи обсуждение темы предпринимательской подготовки учащейся и студенческой молодежи, определение дальнейших перспектив развития этого важного направления педагогической науки и практики.
1.     Краткая характеристика системы предпринимательской подготовки учащейся и студенческой молодежи в Москве (цели и задачи; структура системы; некоторые стат. данные по системе);
2.     Некоторые подходы к конструированию понятия «предпринимательская педагогика»;
3.     Методология «предпринимательской педагогики» (социально-педагогическое проектирование — как базовая образовательная технология; «исследование-проектирование-стратегирование» — как основные содержательные модули подготовки субъекта собственной созидательной деятельности);
4.     Информационно-методическое сопровождение процесса предпринимательской подготовки молодежи (интернет-ресурсы; СМИ; учебники и учебные пособия и пр.);
5.     Подготовка и переподготовка кадров для «предпринимательской педагогики» (система ППК; программа курсов повышения квалификации и др.);
6.     Основные формы предпринимательской подготовки молодежи (МКПП; Бизнес-фестиваль им. В. В. Быкова; УДЦ; курсы повышения квалификации и др.);
7.     Перспективы развития «предпринимательской педагогики» (стратегия и тактика развития движения).

0
 
Добавить в избранное
 
комментировать

Тезисы Парамонова А.И.

автор: Admin-Alex
Парамонов А. И.
«Предпринимательская педагогика — обучение через предпринимательство»
(тезисы доклада)
В 2010 году исполняется 15 лет существования и развития в Москве системе предпринимательской подготовки учащейся и студенческой молодежи. В этой связи обсуждение темы предпринимательской подготовки учащейся и студенческой молодежи, определение дальнейших перспектив развития этого важного направления педагогической науки и практики.
1.     Краткая характеристика системы предпринимательской подготовки учащейся и студенческой молодежи в Москве (цели и задачи; структура системы; некоторые стат. данные по системе);
2.     Некоторые подходы к конструированию понятия «предпринимательская педагогика»;
3.     Методология «предпринимательской педагогики» (социально-педагогическое проектирование — как базовая образовательная технология; «исследование-проектирование-стратегирование» — как основные содержательные модули подготовки субъекта собственной созидательной деятельности);
4.     Информационно-методическое сопровождение процесса предпринимательской подготовки молодежи (интернет-ресурсы; СМИ; учебники и учебные пособия и пр.);
5.     Подготовка и переподготовка кадров для «предпринимательской педагогики» (система ППК; программа курсов повышения квалификации и др.);
6.     Основные формы предпринимательской подготовки молодежи (МКПП; Бизнес-фестиваль им. В. В. Быкова; УДЦ; курсы повышения квалификации и др.);
7.     Перспективы развития «предпринимательской педагогики» (стратегия и тактика развития движения).
+1
 
Добавить в избранное
 
комментировать

Программа семинара № 4

автор: Admin-Alex
Постоянно действующий научный семинар  «Инновационное образование для инновационной экономики»
27 мая 2010г.
Место проведения: Москва, лицей №1535, ул.Усачева, д.50
ПРОГРАММА 4-ой сессии
1.      Вступительное слово.
2.      Доклад Парамонова А.И. «Предпринимательская педагогика — обучение через предпринимательство»
3.      Выступления оппонентов: Топешкина Н.В., Урванцева С.Е.
4.      Дискуссия.
5.      Обсуждение  плана проведения ПДНС ан 2010-2011 учебный год.
6.      Подготовка к 5-сессии. Докладчик Терюкова Т.С.
0
 
Добавить в избранное
 
комментировать

Первичные материалы к семинару № 2 «Экономическая педагогика»

автор: Admin-Alex
рубрика: 2. Сессия № 2

Развитие идей экономической педагогики и их реализация предполагает современными инновационными средствами.
Формирование предметной области «экономическая педагогика» мы связываем:
1. С актуальностью решения проблем ликвидации экономической и финансовой неграмотности, формированием экономической, потребительской, предпринимательской культур;
2. С развитием инновационного образования, включающего поиск новых эффективных форм и методов обучения и воспитания граждан страны в системе общего и среднего профессионального образования.
К числу приоритетных направлений развития предметной области «Экономическая педагогика», на наш взгляд, относятся следующие:
— обоснование места и роли экономической педагогики в семействе педагогических наук;
— определение  содержательной, методологической, организационной, культурологической составляющих (основ) экономической педагогики, отвечающих критериям современного инновационного образования.
В рамках этих направлений следует выделить и обсудить такие проблемы:
1. Почему возникает необходимость в оформлении особой педагогической области, «обслуживающей» участников экономической деятельности?
2. Насколько актуальны и своевременны исследования в области экономической педагогики?
3. Как они согласуются с задачами развития  инновационного образования и отвечают его критериям?
4. В какой мере экономическая педагогика способна оказать влияние на формирование экономической и финансовой грамотности, экономической и потребительской культур?
5. Каковы компоненты  экономической педагогики и как они соотносятся между собой.
Выделенные проблемы образуют узел ключевых «стартовых» проблем, обсуждение которых позволит перейти к твердому пониманию необходимости проведения исследований в области экономической педагогики и определения ее реального влияния на развитие системы экономического образования в целом, а, следовательно, говорить о перспективах развития предметной области «Экономическая педагогика».
Коллеги, приглашаем к обсуждению этих проблем.

© Т.С.Терюкова

0
 
Добавить в избранное
 
комментировать