Урванцева С.Е.
Педагогические инновации в преподавании основ предпринимательства.
Как преподавать основы предпринимательской деятельности в школе — очень непростой вопрос. Необходимо определиться с методологической основой такого обучения, решить вопросы, связанные с содержанием образования и методикой обучения. В качестве его методологической основы мы рассматриваем теорию практико-ориентированного обучения, базирующуюся на новой парадигме образования, на деятельностном и компетентностном подходах. При решении основных дидактических задач, включая построение содержания и методики, используется модульный подход и известная технология научных исследований «ядро — оболочка». В соответствии с этими решениями построена и внедряется адаптивная к условиям конкретной школы дидактико-методическая модель обучения школьников основам предпринимательской деятельности, что является педагогической инновацией.
Вопросы для обсуждения.
1. Как преподавать основы предпринимательской деятельности в школе?
2. Что может быть методологической основой такого обучения?
3. Как Вы считаете — требует ли своего развития в современных условиях знаниевая парадигма образования, в т.ч. общего образования?
4. Есть ли у Вас инновационный опыт и какие педагогические инновации в предпринимательском образовании внедряете Вы?
Гончарова О.В.
На базе ГОУ СОШ №213 Северного административного округа города Москвы создан, и третий год успешно работает межшкольный бизнес-инкубатор.
Его цель — дать возможность десяткам молодых людей стать успешными, открыв собственное дело.
Задачи:
— Вовлечение учащихся в предпринимательскую деятельность.
— Качественное обучение, формирование навыка ведения самостоятельного бизнеса.
— Создание ученического актива для организации финансово-предпринимательских команд в своих образовательных учреждениях, воспитание лидеров — организаторов проектов.
— Сопровождение проектов от момента зарождения идеи до момента «воплощения в жизнь», организация участия проектов учащихся в конкурсах всех уровней: от школьного до международного.
— Организация апробации проектов на производстве.
Прутченков А.С.
Метод case study, или «Метод ситуационного обучения» в последние десятилетия все активнее занимает ключевые позиции в российской школе. Все больше учителей различных предметов и педагогов, занимающихся непосредственно воспитательной деятельностью в своих образовательных учреждениях, используют серьезный педагогический потенциал, который содержит в себе кейс-метод. Он лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации. Именно это обстоятельство принципиально важно учитывать, когда речь идет о преподавании основ предпринимательских знаний.
Дословно «case study» переводится с английского как «пример для изучения», «изучение случая», «анализ учебной ситуации», его суть в следующем:
— на нескольких страницах текста описывается конкретная ситуация, отражающая реальную проблему, которая имела место в жизни;
— учитель выступает с подробным сообщением или проводит короткую вводную лекцию, в ходе которой освещает основные содержательные аспекты, на которые школьникам следует обратить основное внимание при решении предъявленной ситуации, а также педагогом предлагается инструментарий для решения данной проблемы, которыми в праве воспользоваться обучающиеся;
— обучающиеся самостоятельно детально изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в создаваемых рабочих группах. Для этого каждая из них получает свой комплект материалов, включая основной текст, вспомогательные материалы и т.п.;
— в каждой группе активно генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы, при этом возможность выступить и обосновать свое предложение имеет каждый член группы;
— принятые каждой группой предложения оформляются для презентации всей аудитории, для этого группа может воспользоваться как листом ватмана и маркером или сделать мультимедийную слайдовую презентацию, чтобы более выпукло и доходчиво донести замысел своих действий, направленных на решение обсуждаемой экономической проблемы;
— на следующем этапе общей работы проводятся презентации, в ходе которых каждая группа предлагается всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов. Каждая группа имеет возможность ответить на вопросы аудитории, уточнить свои позиции и свои аргументы, еще раз убедиться в том, что решение, предлагаемое группой, понятно всем присутствующим в классе;
— после презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой школьники делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной (или решаемой) проблемы, о тех навыках, которые они смогли получить в процессе обсуждения экономической проблемы, о той новой для себя информации, которую они смогли узнать как при знакомстве с текстом кейса, так и в процессе его обсуждения и т.д.
Таким образом, кейс-стади — это многоэтапный процесс знакомства с реальной (или смоделированной) сложной проблемой, ее коллективное обсуждение и последующее представление своего взгляда на ее решение перед всей аудиторией (класс, учебная группа, общественная организация).
Вопросы для обсуждения:
1. Почему кейсы все активнее «завоевывают» рынок образовательных услуг? В чем, с вашей точки зрения, его притягательная сила?
2. Почему кейс, практически всегда, интересен обучающимся (школьникам и студентам, специалистам и руководителям)?
3. В чем его технологическая инновационность кейс-метода?
4. Кто и на каких условиях должен разрабатывать кейсы для школы, в частности для курсов предпринимательской направленности?
Прутченков А.С.
В последние десятилетия активизировался интерес к играм нового типа — деловым играм. Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно самостоятельно отыскать проблему и способы ее решения. Если это сделано уже заранее, то перед нами сухая схема аналитического характера, лишенная игровой творческой деятельности, т.е. фактически не игра, а нечто иное, жестко заданное.
Именно непредсказуемость ходы и результатов деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности школьников, изучающих основы предпринимательства. Деятельность школьников в условиях игровой ситуации, как правило, приобретает личностный смыл, тем самым становясь более эффективным средством формирования личности и более глубокого и прочного освоения учебного материала. Именно игровые ситуации создают большие возможности для обучения детей различным видам социальной деятельности.
Широкое распространение игровых технологий выдвигает задачу разработки такой концепции строения игровой деятельности, которая могла бы стать основой проектирования (разработки) новых обучающих игр, одновременно давая возможность объяснения особенностей игры как вида педагогической деятельности. Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов.
В образовательной практике реализация учебных программ осуществляется различными методиками. При этом обычные методики, особенно в гуманитарной сфере, носят описательный характер. Однако по теоретическим описаниям сути и функций предпринимательских структур трудно, а иногда практически невозможно глубоко уяснить процессы их функционирования. В этом случае уроки часто носят лишь иллюстративный характер, а игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет школьнику быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» условиях, в которых работает или фирма, или индивидуальный предприниматель.
При этом мы подчеркиваем, что игровая технология не подменяет традиционные методы обучения школьников, а рационально их дополняет, расширяя педагогический арсенал учителя, позволяя более эффективно достигать поставленные цели и задачи конкретного занятия и всего учебного курса «Основы предпринимательства».
Вопросы для обсуждения:
1. Очевидно, что игра обладает серьезным образовательным потенциалом, но почему тогда игра редко используется в преподавании экономики и основ предпринимательских знаний?
2. Какими специфическими качествами должен обладать преподаватель, проводящий деловую игру?
3. Возможно ли проведение игры по чужому сценарию, без серьезной адаптации к условиям конкретного класса, школы и т.д.?
Урванцева С.Е.
Является очевидным, что для реализации стратегии инновационного развития России как важнейшего условия выхода из современных кризисов и дальнейшего экономического роста необходима инновационная модель образования. Такая модель предполагает формирование творческой личности, начиная со школы, поэтому развитие творческого потенциала школьника является одной из важных целей общего образования.
Предпринимательская подготовка в этих условиях представляет собой предметную сферу, через участие в которой развивается творческий потенциал школьника. Школа не ставит и не может ставить цель — готовить предпринимателей из школьников. В то же время исследования показывают, что интерес школьников к предпринимательской деятельности существенно вырос (в рамках московского эксперимента — до 70%).