Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную |
 Система Orphus

Интернет-конференция "ЭПОС-партнеры: Экономика. Образование. Технологии взаимодействия"  

Материалы по теме конференции Основы предпринимательства

Педагогические инновации

автор: Admin-Alex
Урванцева С.Е.
Педагогические инновации в преподавании основ предпринимательства.
Как преподавать основы предпринимательской деятельности в школе — очень непростой вопрос. Необходимо определиться с методологической основой такого обучения, решить вопросы, связанные с содержанием образования и методикой обучения. В качестве его методологической основы мы рассматриваем теорию практико-ориентированного обучения, базирующуюся на новой парадигме образования, на деятельностном и компетентностном подходах. При решении основных дидактических задач, включая построение содержания и методики, используется модульный подход и известная технология научных исследований «ядро — оболочка». В соответствии с этими решениями построена и внедряется адаптивная к условиям конкретной школы дидактико-методическая модель обучения школьников основам предпринимательской деятельности, что является педагогической инновацией.
Вопросы для обсуждения.
1. Как преподавать основы предпринимательской деятельности в школе?
2. Что может быть методологической основой такого обучения?
3. Как Вы считаете — требует ли своего развития в современных условиях знаниевая парадигма образования, в т.ч. общего образования?
4. Есть ли у Вас инновационный опыт и какие педагогические инновации в предпринимательском образовании внедряете Вы?
+3
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  48 (+48)

На Кубок мира по предпринимательству!

автор: Admin-Alex
Гончарова О.В.
На базе ГОУ СОШ №213 Северного административного округа города Москвы  создан, и третий год успешно работает   межшкольный бизнес-инкубатор.
Его цель — дать возможность десяткам молодых людей стать успешными,   открыв собственное    дело.
Задачи:
— Вовлечение учащихся в  предпринимательскую деятельность.
— Качественное обучение, формирование навыка ведения самостоятельного бизнеса.
— Создание ученического актива для организации финансово-предпринимательских команд в своих образовательных учреждениях, воспитание лидеров — организаторов проектов.
— Сопровождение проектов от момента зарождения идеи до момента  «воплощения в жизнь», организация участия  проектов  учащихся в конкурсах всех уровней: от школьного до международного.
— Организация апробации проектов на производстве.
+1
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  10 (+10)

Кейс-стади и предпринимательское образование

автор: Admin-Alex
Прутченков А.С.
Метод case study, или «Метод ситуационного обучения»  в последние десятилетия все активнее занимает ключевые  позиции в российской школе. Все больше учителей различных предметов и педагогов, занимающихся непосредственно воспитательной деятельностью в своих образовательных учреждениях, используют серьезный педагогический потенциал, который содержит в себе кейс-метод. Он лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации. Именно это обстоятельство принципиально важно учитывать, когда речь идет о преподавании основ предпринимательских знаний.
Дословно «case study» переводится с английского как «пример для изучения», «изучение случая», «анализ учебной ситуации», его суть в следующем:
— на  нескольких страницах текста описывается конкретная ситуация, отражающая реальную проблему, которая имела место в жизни;
— учитель выступает с подробным сообщением или проводит короткую вводную лекцию, в ходе которой освещает основные содержательные аспекты, на которые школьникам следует обратить основное внимание при решении предъявленной ситуации, а также педагогом предлагается инструментарий для решения данной проблемы, которыми в праве воспользоваться обучающиеся;
— обучающиеся самостоятельно детально изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в создаваемых рабочих группах. Для этого каждая из них получает  свой комплект материалов, включая основной текст, вспомогательные материалы и т.п.;
— в каждой группе активно генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы, при этом возможность выступить и обосновать свое предложение имеет каждый член группы;
— принятые каждой группой предложения оформляются для презентации всей аудитории, для этого группа может воспользоваться как листом ватмана и маркером или сделать мультимедийную слайдовую презентацию, чтобы более выпукло и доходчиво донести замысел своих действий, направленных на решение обсуждаемой экономической проблемы;
— на следующем этапе общей работы проводятся презентации, в ходе которых каждая группа предлагается всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов. Каждая группа имеет возможность ответить на вопросы аудитории, уточнить свои позиции и свои аргументы, еще раз убедиться в том, что решение, предлагаемое группой, понятно всем присутствующим в классе;
— после презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой школьники делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной (или решаемой) проблемы, о тех навыках, которые они смогли получить в процессе обсуждения экономической проблемы, о той новой для себя информации, которую они смогли узнать как при знакомстве с текстом кейса, так и в процессе его обсуждения и т.д.
Таким образом, кейс-стади — это многоэтапный процесс знакомства с реальной (или смоделированной) сложной проблемой, ее коллективное обсуждение и последующее представление своего взгляда на ее решение перед всей аудиторией (класс, учебная группа, общественная организация).

Вопросы для обсуждения:
1. Почему кейсы  все активнее «завоевывают» рынок образовательных услуг? В чем, с вашей точки зрения,  его притягательная сила?
2. Почему кейс, практически всегда, интересен обучающимся (школьникам и студентам, специалистам и руководителям)?
3. В чем его технологическая инновационность кейс-метода?
4. Кто и на каких условиях должен разрабатывать кейсы для школы, в частности для курсов предпринимательской направленности?
+4
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  13 (+13)

Деловая игра в курсе основ предпринимательства

автор: Admin-Alex
Прутченков А.С.
В последние десятилетия активизировался интерес к играм нового типа — деловым играм. Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно самостоятельно отыскать проблему и способы ее решения. Если это сделано уже заранее, то перед нами сухая схема аналитического характера, лишенная игровой творческой деятельности, т.е. фактически не игра, а нечто иное, жестко заданное.
Именно непредсказуемость ходы и результатов деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности школьников, изучающих основы предпринимательства. Деятельность школьников в условиях игровой ситуации, как правило, приобретает личностный смыл, тем самым становясь более эффективным средством формирования личности и более глубокого и прочного освоения учебного материала. Именно игровые ситуации создают большие возможности для обучения детей различным видам социальной деятельности.
Широкое распространение игровых технологий выдвигает задачу разра­ботки такой концепции строения игровой деятельности, которая могла бы стать основой проектирования (разработки) новых обучающих игр, одновре­мен­но давая возможность объяснения особенностей игры как вида педагогической деятельности.  Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов.
В образовательной практике реализация учебных программ осуществляется различными методиками. При этом обычные методики, особенно в гуманитарной сфере, носят описательный характер. Однако по теоретическим описаниям сути и  функций предпринимательских структур трудно, а иногда практически невозможно глубоко уяснить процессы их функционирования. В этом случае уроки часто носят лишь иллюст­ра­тивный характер, а игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет школьнику быть лично причастным к функцио­нированию изучаемой системы, дает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» условиях, в которых работает или фирма, или индивидуальный предприниматель.
При этом мы подчеркиваем, что игровая технология не подменяет традиционные методы обучения школьников, а рацио­нально их дополняет, расширяя педагогический арсенал учителя, позволяя более эффективно достигать поставленные цели и задачи конк­рет­ного занятия и всего учебного курса «Основы предпринимательства».

Вопросы для обсуждения:
1. Очевидно, что игра обладает серьезным образовательным потенциалом, но почему тогда игра редко используется в преподавании экономики и основ предпринимательских знаний?
2. Какими специфическими качествами должен обладать преподаватель, проводящий деловую игру?
3. Возможно ли проведение игры по чужому сценарию, без серьезной адаптации к условиям конкретного класса, школы и т.д.?
+3
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  17 (+17)

Кому создавать инновационную экономику?

автор: Kalinina
Урванцева С.Е.
Является очевидным, что для реализации стратегии инновационного развития России как важнейшего условия выхода из современных кризисов и дальнейшего экономического роста необходима инновационная модель образования. Такая модель предполагает формирование творческой личности, начиная со школы, поэтому развитие творческого потенциала школьника является одной из важных целей общего образования.
Предпринимательская подготовка в этих условиях представляет собой предметную сферу, через участие в которой развивается творческий потенциал школьника. Школа не ставит и не может ставить цель — готовить предпринимателей из школьников. В то же время исследования показывают, что интерес школьников к предпринимательской деятельности существенно вырос (в рамках московского эксперимента — до 70%).
+4
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  8 (+8)
← назад     вперед

1 2