Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную |
 Система Orphus

Положение о семинаре

автор: Kalinina
Постоянно действующий научный семинар «Инновационное образование для инновационной экономики» это важная составляющая формирования новых смежных отраслей знаний, практическое значение которых в педагогической науке очень велико.
Становление эффективной национальной система  экономического образования, где в качестве первичного звена выступает школа, является  продолжением традиций  коммерческого образования в России и актуальной задачей современного общего среднего образования.
В конце XIX — начале XX века в России сложилась целостная система коммерческого (экономического) образования, в которой достойное место занимали общества поддержки развития коммерческого образования. Они возникали во многом благодаря объединению инициативы со стороны педагогической и научной экономической общественности, деловых кругов и государственных структур. Проявлением этой общественной инициативы стало развитие общественно-педагогического движения в поддержку коммерческого образования.
Благодаря общественной инициативы  в продвижении коммерческих знаний была создана современная  для того времени база образовательно-воспитательного процесса, отвечавшая педагогическим идеалам эпохи.
ПДНС  «Инновационное образование для инновационной экономики» — это возможность для педагогов и экономистов сформировать общее методическое и информационное пространство, необходимого для продуктивного взаимодействия всех сторон, заинтересованных в поддержке поступательного движения в области экономического образования.
 
План проведения сессий ПНДС
1-я сессия «Предметная область — экономическая педагогика» ( ноябрь 2009 год).
2-я сессия «Экономическая педагогика» — перспективы развития (интернет-сессия, январь 2010 год).
3-я сессия «Междисциплинарные направления в педагогике и экономике» (февраль — март 2010 год).
4-я сессия «Предпринимательская педагогика – обучение через предпринимательство» ( апрель-май 2010 год).
5-я сессия «Экономические знания: рыночный аспект» (июнь 2010 год).
 
Приоритетные направления постоянно действующего научного семинара
«Инновационное образование для инновационной экономики» на 2009-2012г.г.

Экономические компетенции: сущность, структура и место в системе ключевых компетенций,
Экономическое воспитание школьников и студентов: актуальное содержание и адекватные технологии,
Экономические знания: рыночный аспект,
Педагогика рынка: междисциплинарное изучение педагогических условий экономической социализации,
Предпринимательская подготовка обучающихся: система, технологии, формы и методы.
До встречи на семинаре.
Семинар является открытым. Мы готовы выслушать вашу точку зрения и обсудить как совпадающие мнения, так и выявленные противоречия.
Телефон центра: 8 (916) 986-80-79
Электронный адрес для сообщений: centr-aut@mail.ru

В ближайшее время мы это сможем делать на форуме.
+1
 
Добавить в избранное
 
комментировать

Доклад Т.С. Терюковой

автор: Kalinina

Доклад Т.С. Терюковой «О предметной области „Экономическая педагогика“
В настоящее время взаимодействие экономики и педагогики становится все очевиднее. Экономика как сфера необходимой для человека деятельности, с одной стороны, и отрасль знаний, с другой, формирует правила бытия, заставляет человека делать выбор и принимать решения в мире ограниченных ресурсов. Для этого экономике требуется, чтобы знания, навыки, интеллект, совокупность личностных характеристик каждого ее участника соответствовали ее «потребностям» – реализации человеческих способностей и возможностей в создании необходимых для общества материальных благ и услуг. Таким образом, экономика формирует заказ на необходимые качества людей для их продуктивной деятельности.
Педагогика этот заказ выполняет, организуя процесс обучения, раскрывая способности человека и определяя его пригодность к жизни в обществе (причем это касается не только специальных экономических знаний). Педагогика «отвечает» за потенции человека, в то время как экономика дает возможность им реализоваться, то есть их взаимозависимость обусловлена необходимостью организации жизни человека.
С другой стороны, и экономика, и педагогика делают человека сильным, свободным, способным самостоятельно принимать решения на основании полученных знаний и навыков, предоставляют право на достойную жизнь. Одна, обогащая знаниями и формируя интеллект, а, следовательно, систему взглядов и ценностей, культурных установок и принципов, другая – увеличивая богатство материальное, обеспечивая независимость и свободу, неповторимость и индивидуальность человека, его стремление к совершенству.
Педагогика, таким образом, формирует у человека особые культурные признаки и механизмы, которые помогают ему справляться со своими проблемами. Можно предположить, что в жизни человека возникают такие ситуации, выход из которых  требует особых знаний и умений, которые  в совокупности могут предоставить экономика и педагогика.
Какие черты делают возможным и необходимым взаимодействие педагогики и экономики, их возможную интеграцию?
К ним следует отнести следующие:
— развитие и педагогики, и экономики поддерживается интересом к человеку, который выступает единым объектом и субъектом воздействия в многообразии его потребностей, социальных ролей и экономических функций;
— результат педагогической и экономической деятельности сосредоточен в человеке и им же определяется;
— схожесть человеческих отношений в обеих сферах основывается на интересах, мотивах, стимулах, предполагающих активное взаимодействие в процессе деятельности, которые повышают результативность обмена благами: знаниями, продуктами, идеями и пр.;
— деятельность в настоящем для производства будущего.
Как показывает практика, простой перенос арсенала педагогических средств на почву экономического образования молодежи  все-таки не дает желаемого эффекта. В чем же дело? Плохи педагогические средства и методы? Недостаточно квалифицированы учителя экономики? Нет общего предметного поля экономики и педагогики? Или причины следует искать как в особенностях самой экономической науки, так и средствах ее постижения? Остановимся на особенностях.
Экономика — наука о деятельности и принятии решений, целью которых является достижение результата.
Экономическая деятельность предполагает взаимодействие (индивидумов, коллективов).
При экономическом взаимодействии важны как субъект-субъектные, так и субъект — объектные отношения.
Экономическое взаимодействие предполагает следование правилам, нормам, принятым в экономической системе, то есть по определению институциировано.
Владение и следование институциям основано на освоении экономических ролей.
Освоение экономических ролей предполагает овладение особым образом мышления и использованием экономического подхода.
Овладение экономическим мышлением и экономическим подходом способствует формированию креативности, деловитости, предприимчивости, ответственности, успешности и пр.
Поэтому выполнение всех этих  условий требует особых образовательных и воспитательных воздействий (технологий), которые бы обеспечивали
Приоритет деятельностного образования, перевод знаний из целей в разряд средств, обеспечивающих эффективность продуктивной образовательной деятельности.
Активизацию деятельности учеников, приближенную к условиям реальной экономики (знакомство с основными экономическими институтами и их функциями, ведущими экономическими профессиями).
Создание специальной образовательной среды, в которой могли бы быть сформированы особые взаимоотношения между преподавателем и учеником, а также между учениками.
Обучение современным информационным технологиям, освоение компьютерной техники и программного обеспечения для моделирования экономических процессов, проведения аналитических расчетов, прогнозов, решения задач.
Освоение в деятельностной форме основных экономических ролей и соответствующих им функций.
Освоение групповых форм работы.
Развитие навыков экономического творчества, включая предпринимательство.
Возможность реализации внутрипредметных, общеметодических, административных, технологических и пр. инноваций
Таким образом, отмеченные предпосылки подчеркивают необходимость не только создания учебно-методических комплексов, но интеграции педагогики и экономики в образовании новой предметной области – экономической педагогики. Объективная потребность в развитии этой отрасли педагогического знания вызвана необходимостью изучения экономики как науки об эффективном поведении людей и принятии ими рациональных решений; упорядочением «мозаичности» экономических представлений, мировоззрения, мышления, моделей поведения, сформированных в стихийной среде, под воздействием средств массовой информации, унаследованных традиций, накопленного социального опыта, в соответствии с потребностью экономической науки и экономической практики; использованием педагогики, способной обеспечить эффективные средства обучения и воспитания, выведение обыденного знания на научный уровень.
Создание предметной области — экономической педагогики есть инновационный процесс, определяемый новыми полем, предметом, содержанием и условиями деятельности. Субъектами этого инновационного процесса выступают не только педагоги и экономисты, но все лица, заинтересованные в высоком качестве экономической подготовки специалистов и формировании их экономической культуры. Сами граждане и само государство.
Экономическая педагогика в первую очередь адресована педагогам и лицам, стремящимся освоить методологию изучения экономики и смежных с ней областей.
Выбранная нами позиция может быть обоснована тем, что:
Во-первых, создание новой предметной области и знания, которые ей соответствуют, полезны всем участникам экономического процесса, всем желающим освоить максимально возможный спектр экономических ролей и соответствующие им механизмы взаимодействия  экономических агентов.
Во-вторых, мы рассматриваем экономическую педагогику как педагогику для экономики, как средство, влияющее на развитие экономики, через обучение людей теории и практике ведения экономической деятельности (в профессии и быту), ее правилам, принципам, то есть отмечаем ее практическую направленность.
В-третьих, экономическая педагогика представляет такую область знаний, которая в том числе изучает, каким образом решение педагогических проблем, использование средств и аппарата педагогики помогает выработке экономических решений. Это становится особенно актуальным, когда решения, принятые каждым субъектом экономики – человеком, фирмой, любой организацией (которые тоже состоят из людей) влияют на общий механизм координации.
В-четвертых, в эпоху информационного взрыва становятся серьезной проблемой поиск, отбор, использование экономической информации, поэтому экономическая педагогика становится единственным средством, способным научить «правилам» работы с экономической информацией, критериям применимости и осознания ценности экономических знаний.
В-пятых, использование и «продвижение» в экономику принципов гуманизации,  морально-нравственных, ценностных установок, то есть тех, которые лежат в основе педагогических технологий, усилят позиции человекоцентризма в экономике, создадут предпосылки для изменения основ ведения бизнеса за счет создания новых институтов, правил, норм, привычек, взаимном интересе, внимании и учете личностных качеств участников экономических процессов.
В-шестых, при проектировании комплексных инноваций в экономическом образовании необходимо обеспечить единство технологических инноваций (новых образовательных технологий), экономических инноваций (новых экономических механизмов), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм).
© Т.С.Терюкова

Обсуждение материалов доклада

Калинина Н.Н.
Вступительное слово

Постоянно действующий научный семинар «Инновационное образование для инновационной экономики» это важная составляющая формирования новых смежных отраслей знаний, практическое значение которых в педагогической науке очень велико.
Становление эффективной национальной система  экономического образования, где в качестве первичного звена выступает школа, является  продолжением традиций  коммерческого образования в России и актуальной задачей современного общего среднего образования.
В конце XIX — начале XX века в России сложилась целостная система коммерческого (экономического) образования, в которой достойное место занимали общества поддержки развития коммерческого образования. Они возникали во многом благодаря объединению инициативы со стороны педагогической и научной экономической общественности, деловых кругов и государственных структур. Проявлением этой общественной инициативы стало развитие общественно-педагогического движения в поддержку коммерческого образования.
Благодаря общественной инициативы  в продвижении коммерческих знаний была создана современная  для того времени база образовательно-воспитательного процесса, отвечавшая педагогическим идеалам эпохи.
ПДНС  «Инновационное образование для инновационной экономики» — это возможность для педагогов и экономистов сформировать общее методическое и информационное пространство, необходимого для продуктивного взаимодействия всех сторон, заинтересованных в поддержке поступательного движения в области экономического образования.

Калинина Н.Н.
Перспективы экономической педагогики (Выступление оппонента — кратко)

1. Создание новой предметной области,  экономической педагогики — это инновационный процесс, определяемый новыми образовательным полем и технологиями работы.
2. Субъектами этого инновационного процесса выступают педагоги и экономисты, представители бизнес-сообщества, заинтересованные в высоком качестве экономической подготовки молодежи, специалистов и формировании их экономической культуры.
3. Экономическая педагогика  — это педагогика для экономики, это средство обучения людей теории и практике ведения экономической деятельности (в профессии и быту),  «правилам» работы с экономической информацией, возможность осознания ценности экономических знаний.
4. При проектировании комплексных инноваций в экономическом образовании необходимо обеспечить единство технологических инноваций (новых образовательных технологий), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм), экономических инноваций (новых экономических механизмов  в системе образования), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм).
План проведения сессий ПНДС
1-я сессия «Предметная область — экономическая педагогика» ( ноябрь 2009 год).
2-я сессия «Экономическая педагогика» — перспективы развития (интернет-сессия, январь 2010 год).
3-я сессия «Междисциплинарные направления в педагогике и экономике» (февраль — март 2010 год).
4-я сессия «Предпринимательская педагогика — обучение через предпринимательство» ( апрель-май 2010 год).
5-я сессия «Экономические знания: рыночный аспект» (июнь 2010 год).
Приоритетные направлении постоянно действующего научного семинар «Инновационное образование для инновационной экономики» на 2009-2012г.г.
— Экономические компетенции: сущность, структура и место в системе ключевых компетенций,
— Экономическое воспитание школьников,
— Экономические знания: рыночный аспект,
— Педагогика рынка: междисциплинарное изучение педагогических условий экономической социализации,
— Предпринимательская подготовка обучающихся: система, технологии, формы и методы.

Прутченков А.С.
О взаимосвязи и взаимодействии педагоги и экономики (Тезисы для размышлений)

Прежде всего, в рамках дальнейшего обсуждения данной проблематики предлагаю  усилить взаимосвязь экономики и педагогики. Но сточки зрения влияния педагогики на экономику, экономическое сознание и поведение граждан, воспользовавшихся предлагаемыми образовательными услугами. Важно понимать и учитывать, что рыночная экономика, ее механизмы и институты «заставляют» человека  считаться с экономическими реалиями, какие бы объяснения или рекомендации он не получал в системе образования.  Например, безработица очень быстро «исправляет» юношеский максимализм и неадекватную самооценку, которую часто поддерживают педагоги в своих «звездных» учениках.
Во-вторых, при рассмотрении этой тематики очень важно найти некий баланс между «человеком» и «экономикой». Все таки человек не должен быть «рабом» объективной экономической реальности, хотя понимать и учитывать ее, безусловно, необходимо. У каждого участника экономических отношений есть и должно быть право выбора, прежде всего, на основе качественного образования, полученного в различные периоды его жизни. Мне кажется, что это не востребовано «сознательно», так как «раб» — очень полезен в экономике, правда, это было в основном в прошлом веке.  Если ориентироваться на инновационную экономику, «рабы» должны быть «освобождены», прежде всего, за счет качественного образования.  Следовательно, роль и значение педагогики многократно возрастает.
В-третьих, сама экономика (страны, предприятия, семьи) вправе рассчитывать на большую отдачу, ренальный экономический и социальный эффекты от получаемого человеком образования, то есть необходимо четко фиксировать прямую (до определенной степени, разумеется) взаимосвязь  между образованием и развитием экономики. Если этого нельзя зафиксировать или фиксируем только негатив, то естественно возникает вопрос о целесообразности выделения бюджетных средств на развитие системы образования, по крайней мере, в том виде, в котором она функционирует. На это нас ориентирует новый национальный тренд «Инновационная экономика через инновационное образование». И это важно не только понять, принять политическое решение или нормативно обеспечить реализацию данного тренда, главное — качественно иное содержание и эффективные технологии, качественно иные преподаватели и соответствующие условия.
В-четвертых, опыт системного изучения взаимоотношений экономики и психологии (а не педагогики) уже есть, например, работа Б.А. Райзберга «Психологическая экономика». — М.: Инфра-М, 2005 — 432 с.,  где автор буквально на первых страницах подчеркивает, что «экономическая психология рассматривает, каким образом экономика влияет на психологию, а психологическая экономика рассматривает воздействие психологии на экономику» (с. 7). Наша задача заключается в том, чтобы также четко развести объект и предмет изучения экономической педагогики и педагогической экономики. Хотя понятно. что для этого потребуется не один год серьезной и системной работы, в том числе в рамках данного семинара.
Что касается низкой оценки  или отсутствия должного внимания к педагогике со стороны экономистов, то это во многом объясняется состоянием самой науки «Педагогика», где до сих пор научный аппарат зачастую размыт и не четок, исследования поверхностные и описательные без системных длительных исследований. Отчасти это объясняется тем/. что педагогика имеет дело с быстро растущим «объектом» — ребенком, который стремительно растет, несмотря на необходимость изучить его. в  том числе в качестве субъекта экономических отношений.
В качестве практических выводов предлагает расширить круг участников нашего семинара за счет приглашенных аспирантов как экономических, так и педагогических специальностей. Такой союз будет очень продуктивным для решения целей. которые мы ставим, начиная работу семинара.
 
С.Е.Урванцева. Тезисы выступления
Прежде всего, необходимо поблагодарить докладчика за актуальность и своевременность рассматриваемой проблемы.
Предлагаю обратить внимание на реальные процессы, которые требуют новых научно-педагогических проработок.
Во-первых, внимание современных ученых и практиков сосредоточивается на поиске новых возможностей образовательной  системы, как средней, так и высшей школы. Требуются принципиально новые методологические ориентиры, связывающие сферу образования и профессиональную деятельность, теорию и практику. На наш взгляд, системообразующей основой для развития образования может стать целенаправленное формирование системного мышления и навыков принятия и реализации решений, а система в целом будет обновляться с учетом практико-ориентированного направления. Является очевидным, что развитие школьного экономического образования как части общего среднего образования невозможно рассматривать изолированно от образования в целом. Сегодня в нашей стране мало кого нужно убеждать в значимости социально-экономических знаний для качественной жизнедеятельности человека. Экономика стала одной из важных сфер школьных знаний, которая необходима для решения задач социализации и подготовки молодого человека как полноправного члена общества. Переход к использованию практико-ориентированной парадигмы становится стратегическим направлением развития школьного экономического образования.
Как известно, подготовка преподавателей (учителей) экономики осуществляется ограниченно — как дополнительная квалификация в вузах. Новый процесс заключается в том, что в России вводится двухуровневое высшее образование (баклавриат-магистратура), в рамках которого осуществляется также подготовка преподавателей экономических курсов для школ и вузов (направление «Социально-экономическое образование. Профиль — экономика»). Это также требует новых педагогических подходов и решений.
Данные примеры приведены в подтверждение актуальности рассмотрения педагогических вопросов в сфере экономического образования.

+1
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  6 (+6)