Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 Система Orphus

Сессия семинара № 5.

автор: Admin-Alex

Постоянно действующий научный семинар № 5.
15 июня 2010г.
Место проведения: Москва, лицей №1535, ул.Усачева, д.50. Начало 16.00.
ПРОГРАММА 5-ой сессии
Вступительное слово.
Доклад Терюковой Т.С. «Инновационность в экономическом образовании».
Выступления оппонентов: Кузнецовой Е.В., Наумовой Л.В.
Дискуссия.
Экспериментальная работа в экономическом образовании и ее научно-методическое сопровождение: Калинина Н.Н.
Обсуждение  плана проведения ПДНС на 2010-2011 учебный год.

Основной доклад Т.С.Терюковой

Инновационность в экономическом образовании

Своевременность вопросов об инновационности экономического образования в целом и инновационности в экономическом образовании предопределена идеей модернизации (совершенствования) системы образования.
Только инновационность способна обеспечить прорыв в этой сфере образовании, поэтому так важно определить, какие факторы, признаки, формы инновационности могут обеспечить этот прорыв и доказать необходимость самостоятельного существования предметной области «Экономика» в средних учебных образовательных учреждениях. знаний и приобретаемых навыков.Формирование экономического образования как инновационной системы требует органического  соединения педагогического, технологического, организационного процессов, обеспечивающих высокое качество в каждом из этих процессов, должны лежать в русле инновационного развития всего экономического образования и адекватно соответствовать общей образовательной стратегии.
Требованиям инновационности должны прежде всего соответствовать цели, задачи, результат экономического образования на разных уровнях и в разных учебных заведениях. Они должны быть адекватны складывающимся условиям жизни, изменению ценностных установок и ориентиров, решению профессиональных задач и пр.
Требуется их пересмотр и корректировка.
Предлагаем обсудить следующие проблемы:

  • какую область в экономическом образовании (содержательную, практическую, технологическую, организационную) должны в первую очередь затронуть инновационные преобразования; в чем они должны выражаться;
  • какая область требует немедленного совершенствования; в теоретическом плане — требуется ли пересмотр структуры, концепций, подходов, гипотез, принципов обучения и воспитания, используемых в экономическом образовании или их небольшая корректировка;
  • в практическом плане — каковы возможные направления в разработке и освоении  новых программ, методик, дидактических средств, включая информационные и компьютерные технологии, аудиовизуальные устройства;
  • каковы возможные виды инноваций по тематическим направлениям (блокам) в структуре экономического образования; каковы способы управления инновационным процессом в каждом из направлений экономического образования (или они не имеют различий);
  • велика ли роль механизмов управления в образовательном процессе, как они влияют на эффективность всего экономического образования; каковы должны быть созданы условия и разработаны средства, стимулирующие развитие инновационной деятельности в экономическом образовании;
  • каким образом следует разъяснять содержание инновационной деятельности в экономическом образовании и привлекать к сотрудничеству всех заинтересованных субъектов образовательной деятельности.

Внедрение современных инновационных подходов в экономическом образовании (и в части его содержания, и организации) способно ускорить развитие интеллектуальных способностей людей в экономической сфере, осуществить эффективный поиск адекватных педагогических и технологических  средств.

Видеоматериалы доклада www.youtube.com/watch?v=TiwauLKr-R8
© Т.С. Терюкова, 2010

Обсуждние доклада

Новикова Т.Г., д.п.н., профессор, зав.кафедрой развития образования АПК и ППРО.

Классификация инноваций — важнейшая задача, знание которой совершенно необходимо для того, чтобы:
— разбираться в объекте развития,
— выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества,
— понять то общее, что объединяет его с другими,
— увидеть то особенное, что отличает его от других новшеств,- осуществить экспертную оценку с целью прогноза развития, возможных эффектов и рисков.

Пользуясь всем этим знанием, можно наиболее точно выбирать необходимое новое для освоения, наилучшим образом разрабатывать технологию освоения нового — технологию, учитывающую специфику нововведения. 
В настоящее время существуют множество классификаций инноваций (нововведений), и отсутствует общепринятая системная классификация нововведений. Например,  французский исследователь Э. Брансуик различает три возможных вида педагогических новшеств (инноваций):

  • полностью новые и ранее неизвестные образовательные идеи и действия (таких оригинальных идей очень мало);
  • адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые приобретают особую актуальность в определенной среде и в определенный период времени (самое большое количество таких новшеств);
  • возникающие («оживающие») в ситуации повторной постановки целей, в измененных условиях оживают некоторые ранее существовавшие действия, поскольку новые условия гарантируют их успех и успех определенных положительных идей.

Смотрите далее www.5values.ru/uploads/files/27/_35416_Новикова.doc

Прутченков А.С., д.п.н., профессор, кафедра экономики МИОО.
Соотношение традиций и инноваций
Традиция и инновация взаимодополнительны, не существует одна без другой. В.В.Краевский
Традиция — это порядок наследования, обеспечивающий посредством определенных правил, обязанностей, мер точное воспроизведение сущности наследуемого, его содержания. Содержанием наследования в духовной культуре выступают смысл, ценностные установки, то, что называют «духом культуры», ее внутренней сущностью.
Традиция выполняет в культуре функцию инстинкта самосохранения, выступает как принцип и способность сопротивляемости разложению смысла. Поэтому традиция не может быть сведена к частному мнению.
Традиция не является чем-то абстрактным, неуловимым, она всегда есть конкретный порядок: модель, образец, ценностный, духовно-эмоциональный, символический «стереотип».
Полная традиция включает в себя помимо собственно традиции (как ее внутреннего принципа, то есть упорядоченного наследования):
— разработанную систему моделей наследования, обеспечивающую надлежащую сохранность каждой входящей в нее модели;
— мировоззрение, то есть систему представлений, поддерживающих традицию интеллектуально, в том числе идеологически;
— институты и организации, обеспечивающие последовательный и правильный процесс наследования, например: систему воспитания, систему образования, систему рекрутирования и инициации восприемников традиции.
  Смотрите далее www.5values.ru/uploads/files/27/_10908_Прутченков.doc

 

+1
 
Добавить в избранное
 
комментировать