Конкурс проводится в два этапа: первый этап — заочный, второй — очный.
Первый (заочный) этап.
Участники до 1 марта 2011 г. оформляют и представляют конкурсные материалы. В рамках заочного этапа изучается и оценивается комплект документации, представленный конкурсантом. Каждый участник, помимо заявки на участие, обязан предоставить конкурсному жюри следующий комплект:
1. Эссе — сочинение-размышление по одной из тем (в электронном и бумажном виде объемом не более 5 страниц формата A4):
— «Почему я стал лидером ученического самоуправления»;
— «Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня».
Тема может быть определена конкурсантом самостоятельно, но обязательно должна раскрывать его личное отношение к проблемам ученического самоуправления.
Текст печатается через 1,5 интервала в редакторе Word 6.0 for Windows; шрифт Times New Roman, 14 кегль; поля: слева — 2,75 см, остальные — по 2см.
2. Портфолио, которое включает:
— фотографию участника (можно вместе с коллективом);
— резюме (краткое описание своих достижений, умений, навыков, информация о своих друзьях, семье );
— приложения как подтверждение позиций, изложенных в резюме, и всех коллективных дел, организованных или проведенных конкурсантом:
грамоты, дипломы (за последние два учебных года — только копии!), свидетельствующие о достижениях конкурсанта в социально значимой и общественно полезной деятельности;
положения, планы, отчеты;
фотографии, публикации в СМИ и т.п.
При изучении портфолио в первую очередь учитывается его содержание, а не оформление, т.е. высокая оценка ставится за полноту освещения содержания своей работы как коллективного лидера, вдохновителя и носителя идей.
3. Самопрезентация на тему: «Я и моя команда...»
Участник имеет право выбрать любую форму самопрезентации: рассказ, слайд-шоу (в любой программе), видеоролик и др.
Видеозапись длительностью не более 5 минут должна быть сделана на кассете VHS или CD/DVD. Текст обращения должен быть также набран в формате Word, на бумаге формата А4 и вложен в портфолио.
Электронные версии материалов (эссе и портфолио) размещаются на портале «5Ц» (www.5values.ru) в разделе «Московский Городской конкурс лидеров ученического самоуправления».
Видеообращение участник самостоятельно размещает на портале www.youtube.com, а на портале 5Ц (www.5values.ru) в своих материалах делает ссылку на размещенный видеоролик.
Второй (очный) этап.
Проходится в марте 2011 г. в течение двух дней.
В процессе конкурсных испытаний каждый участник должен продемонстрировать набор лидерских качеств, поэтому при подготовке к конкурсу желательно обратить внимание на имидж кандидата.
В рамках первого конкурсного дня очного этапа просматривается и оценивается личное выступление участника:
А) представление программы деятельности;
Б) самопрезентация участника как носителя идеи коллективных дел (форма представления на усмотрение участника);
В) интервью по портфолио и эссе.
В рамках второго дня очного этапа проводятся дополнительные конкурсные испытания, во время которых оценивается работа лидера в команде.
Молодежное самоуправление (личностный аспект)
Развитие самоуправления как социального феномена сегодня является официальной государственной политикой, которая зафиксирована в Конституции Российской Федерации отдельной главой № 8, где в статьях №№ 130-133 изложено понимание местного самоуправления, его основные функции и правовые гарантии его существования. Следовательно, вопросы организации самоуправления школьников и молодежи — это вопросы государственной политики, которые заслуживают самого серьезного внимания.
Развитие самоуправления школьников и молодежи — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего в лице школы, учреждений дополнительного образования), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у молодежи чувства ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях.[1]
Первое принципиальное положение, на которое следует обратить внимание, заключается в том, что, несмотря на внутренне присущую самоуправлению самостоятельность, в школьном возрасте эта деятельность нуждается в определенной педагогической помощи, минимальной и дозированной поддержке профессиональных педагогов, а также взрослых, прежде всего членов семьи.
Это одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы и других учебных заведений, а в более узком аспекте — качество корпуса управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, то есть будущее страны.
Самоуправление как педагогический феномен давно является объектом изучения.
О мерах по развитию студенческого самоуправления в городе Москве
Во исполнение ст.18 Закона города Москвы от 30.09.2009 № 39 «О молодежи» (далее — Закон «О молодежи») и в целях гражданско-патриотического, социально-экономического, духовно-культурного развития студенческой молодежи столицы, воспроизводства и развития кадрового потенциала молодежи, содействия деятельности органов студенческого самоуправления Правительство Москвы постановляет:
1. Согласиться с Программой воспитания московского студенчества «Молодые, свободные, целеустремленные», утвержденной Московским координационным советом проректоров по воспитательной работе (приложение 1).
2. Утвердить Положение о студенческом совете образовательного учреждения высшего (среднего) профессионального образования, как одной из форм студенческого самоуправления (приложение 2).
3. Утвердить Положение о Московском координационном совете проректоров по воспитательной работе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (приложение 3).
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СТУДЕНЧЕСКОМ СОВЕТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО (СРЕДНЕГО) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения 1.1. Студенческий совет образовательного учреждения высшего (среднего) профессионального образования является одной из форм самоуправления студентов и создается в целях реализации прав студентов на участие в управлении образовательным процессом, решения вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив.
1.2. Студенческий совет создается как постоянно действующий представительный и координирующий орган студентов очной и очно- заочной форм обучения (далее — студенты) и действует на основании Положения о студенческом совете, принимаемом на конференции студентов образовательного учреждения (далее — Конференция), ученом (педагогическом) совете образовательного учреждения и утверждаемом руководителем образовательного учреждения.
1.3. Любой студент имеет право избирать и быть избранным в студенческий совет любого уровня в соответствии с настоящим Положением.
1.4. Деятельность студенческого совета образовательного учреждения направлена на всех студентов образовательного учреждения.
1.5. Решения студенческого совета образовательного учреждения распространяются на всех студентов образовательного учреждения.
1.6. В своей деятельности студенческий совет руководствуется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, Законом города Москвы от 30.09.2009 №39 «О молодежи», иными нормативными правовыми актами города Москвы, уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.