Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 

Если вам не хватило вариантов для ответа, можете свое мнение оставить в комментариях, для нас оно очень важно.
Кстати, поясните, пожалуйста, что вы понимаете под предпринимательством — только создание добавленной стоимости или же управление производством? Акценты здесь будут расставлены по-разному, поэтому и методы будут различаться.
Мой опыт работы со школьниками и студентами — в социальных проектах. С одной стороны это — опыт менеджмента, возможность предпринять. Однако мы ставим акцент на другом — анализируем, как эта деятельность влияет на становление личности, формирование компетенций. Каждый обучающийся прежде, чем приступить к проектированию, обозначает, какую именно компетенцию он хочет наработать посредством этой деятельности. В ходе реализации (а не только разработки) проекта осуществляется мониторинг, в конце — измерение степени сформированности компетенции. В связи с этим мы ввели понятие социально-образовательного проектирования, которое направлено, в первую очередь, на формирование необходимых компетенций посредством менеджмента проектов. Причем, самые распространенные проекты — по улучшению качества своей собственной жизни и качества образования. Пока что я не обнаружила более эффективного тренажера, чем менеджмент проектов, для формирования компетенций.
Нужны, по-видимому, и те, и другие — кто уезжает (и сообщает развитие обществу из более крупных городов), и кто остается. Вообще, мне кажется, речь зашла о лидерах. Потому что и тот, кто решился уехать, и тот, кто принял осознаннное решение развивать малую родину — оба сильные личности. Я не за противостояние, а за оъединение лидеров развития!
Если брать за генеральную совокупность количество всех российских молодых специалистов, тогда эти данные не репрезентативны. Мы за генеральную совокупность берем количество экспертов, принявших участие в голосованни и оставивших свои комментарии в этой рубрике. Таким образом мы отслеживаем тенденции на микроуровне и сравниваем их с тенденциями на макроуровне. Вам спасибо за ваше мнение!
Постараюсь очень коротко. Образование — производственный процесс по накоплению знаний и формированию соц. культуры, а также инвестированию знаниями людей. Люди (дети) в данном процессе становятся объектами преобразований. На входе в образовательный процесс они имеют одни характеристики, на выходе — другие. Процесс должен быть управляемым, чтобы на выходе получать заданные характеристики объекта (компетенции). Требования на компетенции выставляются обществом, в частности рынком труда, т.к. выпускники интересуют общество прежде всего как ресурс, способный развивать общество посредством трудовой деятельности. Финансовые инвестиции вливаются именно в людей, инвестированных необходимыми знаниями. В связи с этим педагог как инвестор ПЕРВИЧНЕЕ, чем инвестор финансовый. Именно педагог, формируя характеристики (знания и культуру) своего объекта производства (ребенка), задает вектор развития общества, создавая инвестиционно привлекательный человеческий потенциал. Именно педагог как политик должен уметь создавать планетарный разум, качественно меняющий социальную реальность. Ну а российские химики вообще лидеры в процессах понимания и продвижения современной концепции устойчивого развития www.ustoichivo.ru/biblio/view/135.html
Поэтому педагог изменяет мир информационный, духовный, что влечет к изменению мира материального (становится подобен Творцу). Риск — в том, что будучи невооружен необходимыми компетенциями, он может плодить духовных уродцев. Риск по деньгам — не будучи конкурентоспособным как педагог-Творец просто потеряет работу. Сейчас молодые родители очень привередливы, они отдают своего ребенка в конкурентоспособные школы. Ваш доход будет увеличиваться, если у вас будут обучаться дети продвинутых и финансово обеспеченных родителей, желающих дать детям лучшее образование. Ребенок должен убеждать родителя: «Хочу обучаться химии у pbn69, потому что он лучший; хочу быть ученым-химиком-инвайронменталистом как он!» Вот это и будет ваше преобразование духовного мира ребенка и родителей, а принятие ими этого решения повлечет за собой преобразование мира материального, в т.ч. и вашего личного финансового состояния.
И еще одна мысль догнала по поводу нравственности педагогов. Предприниматель, производя некачественный товар, рискует хотя бы своими собственными деньгами. Педагоги это делают за счет денег налогоплательщиков. Как-то вдвойне безнравственно получается…
Знаете, мы постоянно сетуем, что чиновники, претворяя в жизнь свои планы по улучшению качества образования, мыслят инфраструктурами, а не человеческими ресурсами, формой, а не содержанием. Создают федеральные университеты, в которых, как по мановению волшебной палочки, все будет в «шоколаде» и т.д. А мы, сообщество педагогов, молчим, стыдясь (??) признаться в своей некомпетентности, тем самым поддерживая их утопические планы. Дружно вводим в заблуждение общество. Может быть, пора начать разговор о нас самих, о НАШЕЙ нравственности, прежде всего. А то получается, что мы сами и не предприимчивы, да еще и безнравственны.
Назовите ваш производственный процесс, и я с экономической точки зрения покажу вам, как вы меняете мир своей деятельностью и как рискуете своими деньгами — т.е. объясню предпринимательский аспект.
Мы здесь не приходим к единому мнению только потому, что смотрим на объект с разных точек зрения, из разных научных школ. А раз уж речь идет об экономическом образовании, давайте будем формировать способность взглянуть на мир с позиций экономики :-)
Предпринимательству надо обучать всех — и детей, и родителей, и педагогов — все наше российское общество, взрощенное в условиях госзаказа. Оттого и многие из нас просто ремесленники, ожидающие приказов и поощрений с «барского плеча».
Знаете, к великому сожалению, многие вузовские преподаватели либо не знают, либо не используют имеющиеся возможности. И причины этого, по-видимому, кроются в их НЕпредприимчивости. Может ли непредприимчивый преподаватель сформировать компетенции предпринимателя у студента? И если для школьных учителей не созданы условия для проявления их предприимчивости, чему и как они смогут учить детей в этом направлении?
Естественно, речь идет о нравственности человека — предпринимателя, академика или электромонтера. Каждый из них занят в своем производственном процессе, результаты которого предназначены для какого-то потребителя. В связи с этим, не только предпринимательская деятельность, но и производственная деятельность академика и электромонтера может стать путем проявления нравственности, если она осуществляется на основе гуманистических принципов. Разве только предприниматель должен быть социально ответственным? И разве нельзя назвать труд академика или электромонтера предпринимательским, если они создают продукты (услуги), востребованные обществом?
Увы, вложенный файл «срывается», не сохраняется. Может быть, возможно отправить на эл.адрес?
Наблюдая за ходом голосования, я вижу, что 100% выбрали переезд не столько для заработков, сколько для улучшения качества своей жизни. Почему же многие считают, что улучшить жизнь могут только деньги? Отвечают, не подумав? Как вы считаете?
Да, конечно! Только, скорее, не способ, а следствие выполнения определенных принципов, что, в итоге, делает жизнь более счастливой. Возвращаясь к исходной теме нравственного воспитания, может быть, есть смысл говорить о применении принципов, исполнение которых формирует нравственность будущего предпринимателя? Мне видится очевидным применение принципов TQM (всеобщий менеджмент качества):
— ориентация на потребителя;
— лидерство руководителя;
— вовлечение персонала в решение проблем и развитие бизнеса и т.д.
А как вы считаете?
Согласна полностью, что нужны ресурсы, в т.ч. финансовые. К сожалению, у меня нет полной информации о возможностях школы; в вузе же существуют следующие источники финансирования проектов развития:
1. бюджет и внебюджет (помимо учебной, вменятся деятельность по организационно-методической деятельности);
2. хоздоговора;
3. грантовые фонды;
4. малые инновационные предприятия;
5. фонд попечительского совета.
Повышение квалификации проводится (вменяется!) за счет вуза по выбору преподавателя.
По-моему, немалые возможности зарабатывать на реализации творческого потенциала, было бы желание.
А что в школе?
Хотелось бы скорректировать вашу цель инновационного образования — это создание необходимых и достаточных условий, необходимых для развития творческого потенциала обучающихся.
Необходимые условия включают: нормативные документы, наличие инфраструктуры, оборудования, метод.обеспечения, компетентности педагогов и соответствующее качество предшествующей подготовки обучающихся.
Достаточные условия: мотивация педагогов и обучающихся.
В дополнение к цели эти обобщенные условия нужно тщательно разработать. Не создав условий, не добиться результата деятельности — это вы знаете по себе как педагог-исполнитель, когда вам дают задание, но вы либо не обучены, либо вам не предоставляют оборудованный класс, либо нет методики, либо дети психологически не готовы. Может даже так быть, что все это есть, но вы не мотивированы, потому что в душе считаете себя не педагогом, а дизайнером…
Ответы:
1. Решение кейсов позволяет обучающимся из «попугаев» превратиться в личностей, способных экстраполировать знания, разрабатывать альтернативы и принимать управленческие решения.
2. Увы, мой опыт показывает, что кейсы зачастую не интересны ни тем, ни другим. У преподавателей нет «заготовок» в силу того, что они не имеют практики работы на реальном производстве; применяя же чужие кейсы с готовым ответом, они могут подавлять творчество обучающихся на стадии разработки альтернатив. Обучающимся кейсы не интересны, т.к. многие попросту привыкли зазубривать услышанное, записанное или прочитанное. Кстати, многие педагоги поступают так же — твердят заученное. Это проще — снимает ответственность, защищает от дискуссии.
3. Инновационность заключается в том, что это эффективный инструмент формирования компетентности (умение действовать, на основе полученных знаний, в ситуации неопределенности). Множество альтернатив — это уже неопределенность. Когда обучающийся разрабатывает, выбирает и обосновывает наиболее эффективную, то он этим демонстрирует наличие компетенций.
4. Оптимально, если это будет делать сам педагог (см.п.2). Любой вид жизнедеятельности можно (и нужно!) представлять как производственный процесс, у которого есть потребитель, цель, вход, выход и т.д. Давайте рассмотрим выполнение дом.задания, работу на уроке (приготовление яичницы, просмотр фильма и т.д.) как производственный процесс с запланированным результатом. А теперь, спроектировав идеальную модель, сравним с тем, как это происходит в нашей жизни. Находим несоответствия. Как их будем закрывать, учитывая, что искать надо не виноватых, а причины сбоев?
Не надо боя. Мировое бизнес-сообщество и российское в том числе активно переходит на ведение бизнеса в соответствии с международными стандартами серии ISO. Если видите на упаковке эти «магические» буквы (российский аналог — ИСО), вы можете, не удовлетворившись качеством продукта, сообщить об этом производителю. Если он срочно не примет мер, то ваше обращение в сертифицирующий орган обернется производителю некачественного продукта большими проблемами, вплоть за закрытия. В России сертифицированы по ISO предприятия различных отраслей, турагентства, многие вузы и ссузы. Начинайте общение с производителем со слов: «У вас есть сертификат по ISO?», и если есть, можете быть уверены, что вы защищены как потребитель.