Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную

Система Orphus

Эссе на тему: "Какой я вижу свою роль в организации финансового образования молодежи?"

«Создание эффективной национальной системы финансового просвещения в настоящее время является актуальной стратегической задачей российского общества».

Н.Н. Калинкина

 

В настоящее время финансовый сектор в  России представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, поэтому об уровне финансовой грамотности населения судят по тому количеству финансовых услуг, которыми оно пользуется. Опрос, проведенный в ноябре 2009 года Национальным агентством финансовых исследований, показал, что 35%  россиян предпочитают хранить наличные сбережения дома, 52% респондентов заявили, что услуги финансовых институтов для них сложны и  непонятны, и только 13% опрошенных готовы вкладывать свои деньги в перспективные проекты.

Таким образом, финансовый рынок для неподготовленного человека напоминает джунгли, в которых легко заблудиться и попасть в неприятную ситуацию. Причина здесь в том, что представления населения о финансовых институтах формировались стихийно, под воздействием, с одной стороны, заманчивой рекламы, с другой — примеров мрачных эпизодов новейшей истории. Достаточно вспомнить экономические катаклизмы: финансовые пирамиды, кризис 1998 года, банковский кризис 2004 года. Конечно, сейчас уже не 90-е годы, когда почти все население страны верило в силу финансовых пирамид. Однако, «обжегшись» один раз на МММ, «Властилине» или дефолте, граждане боятся участвовать в финансовой жизни страны.

Говорят, что всему виной – доверчивость, но если бы проблема была только в этом, тогда бы не росли невозвраты кредитов, и люди не продавали бы за бесценок акции, доставшиеся им в процессе приватизации. То есть не только доверчивость, но и  финансовая безграмотность вредит каждому из нас.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем.

При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Только в этом случае они будут чувствовать себя уверенно в жизни, где материальное благополучие каждый устраивает себе сам.

Но в настоящее время нельзя говорить о финансовом образовании, не рассматривая вопрос экономического образования школьников в целом. Ведь экономика с выходом нового учебного плана исчезла из списка обязательных предметов.

На сегодняшний день  произошло деление школ на три категории. Большинство школ не выделяют часы, предпочитая изучать экономику модулем (17 часов) в обществознании. Другие выделяют 34 часа на один год изучения (чего не достаточно даже для поверхностного знакомства с предметом). И третьи открывают социально-экономический и экономический профили и выделяют большое количество часов на изучение экономики. И сегодня только эти образовательные учреждения реально могут включить изучение  финансовой грамотности в курс  предмета экономика. А остальные?

            Сегодня вопрос, будут или нет школьники изучать экономику, решает администрация каждого отдельно взятого учебного заведения. И часто он решается не в пользу предмета. Иногда это продиктовано отсутствием кадров и перегруженностью учебного плана. Но  чаще всего, недостатком информации у руководителей школ о самом предмете и отсутствием статуса обязательности его изучения.

            Поэтому, свою роль в организации финансового образования молодежи я вижу именно в том, чтобы привлечь внимание к данному предмету, показать его необходимость, значимость в современном мире не только учащимся и их родителям, но и руководству образовательного учреждения.

С первых дней своей работы в школе, я начала говорить с ребятами о различных аспектах финансовой деятельности (кредитовании, страховании, финансовых инструментах, потенциальных возможностях и рисках финансового рынка), и увидела большой интерес с их стороны к данной сфере.

На каждом уроке, дополнительном занятии я стремлюсь создать практико-ориентированную образовательную среду. И, если мы говорим о деньгах, то мы работаем с настоящими банковскими купюрами, если речь идет о фондовом рынке, то мы заходим в Интернет и работаем в торговом терминале в on-line режиме.

В работе я использую деловые игры, которые активизируют не только познавательную, но и воспитательную деятельность. Игровая технология позволяет учащимся побывать в роли специалиста, потребителя и на «практике» увидеть результаты собственной деятельности.

Опыт моей работы также находит свое отражение в ряде публикаций, практических семинарах, мастер-классах окружного, городского и всероссийского уровней. Кроме этого, в настоящее время одним из направлений моей педагогической деятельности является работа с детьми с ограниченными физическими возможностями. Специфика процесса их обучения состоит в том, что в качестве помощников на уроках я привлекаю учащихся из общеобразовательных школ. Это способствует лучшему усвоению материала, усиливает социализацию и мотивацию учащихся.

Вся моя деятельность по формированию экономической практико-ориентированной образовательной среды находит свое отражение в активном участии школьников в олимпиадах, конкурсах, выставках. Разрабатываемые нами проекты занимают первые места на таких конкурсах, как Горизонты открытий, Это наша Россия – а мы ее будущее, Лучший предпринимательский проект студенческой и учащейся молодежи, Школьники за глобальное предпринимательство.

Все это позволило сформировать основу для того, чтобы курс «Финансовая грамотность» появился в образовательном процессе тех школ, где я преподаю. Так, в ГОУ СОШ № 213 данный курс выделен в отдельную дисциплину в учебном плане, а в ГОУ Гимназии № 1583 преподается модульно в предмете «Экономика».

Программа по созданию и развитию многоуровневой системы школьного экономического образования, в разработке которой я принимала участие, получила гран-при Всероссийского конкурса программ и научно-методических разработок «Актуальные проблемы деятельности образовательных учреждений  в новых экономических условиях».

Несомненно, это инновации в школьном образовании. А, как известно, внедрение чего-то нового – это всегда долгий, сложный, но, тем не менее, очень интересный процесс. Начинать трудно, но каждую трудность (особенно нехватку часов) можно и нужно преодолевать, не забывая о том, что с каждым шагом наши ученики будут приобретать все новые и новые знания об окружающем их мире бизнеса.

 

0
 
Добавить в избранное
 
комментировать