Трудно быть на виду у окружающих. Не всегда ощущаешь себя комфортно. Но стоять на одном месте менее интересно, хочется сделать что-то такое, о чем раньше даже не догадывался, да и не задумывался, честно говоря. Но время движется, летит стремительно. И в нашу жизнь врываются новые законы, новые идеи и новые технологии. Так однажды мы открыли для себя новый Всероссийский дистанционный командный конкурс «Ученическое самоуправление». Идея нам понравилась – именно этого нам не хватало. Ребята встретили предложение поучаствовать с некой опаской. Но команда состоялась. И закипела работа.
Вспоминая сегодня двухлетний опыт работы, сами удивляемся: откуда брались идеи, как мы «угадали» в ребятах, раньше нигде не замеченных, лидеров? А они оказались именно такими. Главным условием участия в команде мы ставили перед ребятами задачу: успешность в учебе, самоуправление – не самоцель, нельзя руководить делом, не успевая по отдельным предметам. И удивительно, многие из ребят значительно подтянулись в учебе. Сегодня они уже студенты, но почти все из первых участников команды ученического самоуправления окончили школу с медалью, проявили себя не только на уровне школы и города, но и получили благодарности с нового места учебы. Результат был ошеломляющим: Диплом Iстепени! Да еще и не один! Мы стали первыми и в области, и на Всероссийском конкурсе! Поэтому каждому из ребят хотелось продолжить свою деятельность. И мы гордимся, что некоторые из них приняли участие в 2-ом Всероссийском дистанционном командном турнире «Молодежное самоуправление» на студенческом уровне.
Новый конкурс был объявлен в декабре 2010 года. Особого приглашения мы не делали, просто объявили о наборе команды на предвыборной кампании в школьную Думу. И ребята пошли. Пошли сами. Костырева А. вспоминает, как это было: «Признаюсь честно, никто меня не приглашал в команду, которую мы теперь называем «Сибирские детки», я сама пришла и сказала: «Хочу!». И учителя, переглянувшись, засмеялись и сказали: «Давай! Дерзай! Дорогу осилит идущий». Вот это да! Меня взяли! Без никаких проверок, без тестов поверили в мои способности. «Дорогу осилит идущий» — стало девизом моей жизни. Я стараюсь не отступать перед трудностями. Всё в жизни мы когда-то делаем в первый раз. Мы должны экспериментировать, не боятся пойти дальше, пробовать, ошибаться и, поднимаясь, не отступать от своей цели. И тогда все получится». К счастью, так думают многие ребята нашей школы. Конечно, не все желающие вошли в состав команды «Сибирские детки», но тех, кто пришел первым по зову сердца, мы менять не стали, даже когда приходили очень «яркие» дети. Мы поверили в их искреннее желание творить. И снова не ошиблись. «Сибирские детки» проявили поистине сибирский характер, применяя твердость, уверенность, работоспособность на протяжении всего конкурса. И, если вдруг у кого-то что-то не получалось, на помощь приходила команда. Удивительно, ведь в команде дети из разных классов, а сегодня, даже после окончания конкурса, мы видим их всегда вместе. Оказывается, общая идея способна не только объединить, но и породнить разных людей. Команда «Сибирские детки» эффективна и в личных отношениях, ибо её участники неравнодушны к победам и промахам друг друга.
Отчитываясь о проделанной работе, Д. Осадчий сказал: «В ходе подготовки к этому конкурсу мы научились слушать и слышать друг друга, даже создали свои правила. В итоге это сдружило нас, ребят из разных классов, ведь в состав нашей команды входят ученики из 9-ой и 10-ой параллели, мы увидели друг друга с другой стороны и открыли в каждом немало интересного».
«Мы не думали, — вступает в разговор Войналович К., — что работа в команде окажется такой слаженной, интересной и результативной. Сегодня мы готовы ко всем жизненным испытаниям, ведь мы – настоящая команда! Уверены, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы».
Мероприятия, приготовленные командой, отличаются продуманностью, организованностью, высоким качеством подготовки, поэтому они вызывают интерес и в группе младших подростков, и в группе старшеклассников. С удовольствием принимают участие в наших мероприятиях выпускники нашей школы и педагоги.
«В индивидуальной деятельности каждый руководствуется своими ценностями, при командном взаимодействии — общекомандными. Независимо от того, насколько талантливы участники команды, по отдельности они могут поднять результативность только лишь до определенного уровня. Максимальное использование всего потенциала команды возможно только при активном участии в работе и абсолютной вовлеченности всех. Для успеха команды ее участникам необходимо научиться высказывать свои идеи и побуждать остальных быть открытыми в общении», — делится своим мнением Иванова Е.
Сколько интересных мероприятий создано активистами ученического самоуправления. Новая команда продолжила реализацию планов и задач выпускников. «Недели Добрых Дел в школе проводятся в каждой четверти: это уборка школы и помощь в уборке территории детских садов, проведение ярмарок и «Фабрика Деда Мороза», праздников, посвященных Дню учителя, 23 февраля, 8 марта, «Весеннее ассорти», выставки юных художников и умельцев. Третий год подряд представители ученического самоуправления участвуют в ежегодном муниципальном фестивалесоциальных проектов «Мы – Команда!». В этом году наши проекты вновь стали победителями: «Афганистан не стоит забывать» и «Подарок любимому городу». Результат: 2 гранта по 5000 руб. А также в конкурсе социальных проектов «Наш город. Наши родители», организованном Партией «Единая Россия», с проектом «Славы солдатской будем достойны». Результат: премия в 20 000 рублей на развитие Музея Школьной Славы. Это далеко не весь перечень дел, которыми занимаются ребята» — с гордостью говорят Алябьева Х. и Ахмерова Л. «Проект «Зарничка – 2011» для младших школьников был переделан с учетом пожеланий по итогам прошлогодней игры. В течение трех недель мы тщательно изучали Интернет-ресурсы, книги по патриотической работе, подобрали интересные задания и, предложив новый сценарий, получили одобрение у родителей и классных руководителей», -делится опытом Смородинов Е. «Подобрать инициативных организаторов оказалось несложно, — добавляет Дышниева Д., — поскольку многие из старшеклассников изъявили желание провести подобное мероприятие. Детская военно-спортивная игра «Зарничка» была положительно оценена, участники награждены дипломами, интеллектуальными играми и сладкими призами. Подводя итоги нашей работы, мы убедились: если дело, предложенное нами, заслуживает внимания, администрация школы рассмотрит его и окажет содействие во внедрении мероприятия в школе».
Наблюдая за командой, её ростом и успешностью, мы не сомневались в достойной оценке нашей работы. И оценка Департамента общего образования Томской области окрылила нас: значит мы на верном пути.
Не останавливаться на достигнутом, а постоянно идти вперед давно стало нашей программой. Да, дорогу осилит идущий. Народная мудрость, как всегда, права.
Сегодня мы обладатели Диплома Победителя 2-ого Всероссийского командного Турнира «Молодежное самоуправление». Мы благодарны организаторам конкурса и особенно его идейному вдохновителю А.С. Прутченкову. Спасибо за то, что сумели зажечь в нас огонек борьбы. Борьбы в хорошем смысле слова, потому что, путешествуя по страничкам турнира, мы узнали очень много, нашли верных друзей, умеющих поддержать и подзадорить на поиск нового, еще не изведанного…
Как жаль, что все хорошее кончается так быстро. Но мы верим, что новый год подарит новые идеи! Мы знаем, что настоящий организатор всегда в поиске. Пусть новый учебный год принесет нам всем новые взлеты, дерзания, новые победы и конкурсы!
В рамках проведения IX Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций, в течение трех дней 35 руководителей и общественных управляющих гимназий, школ, учреждений дополнительного образования, институтов повышения квалификации работников образования из Самарской области, Алтайского края, Республики Казахстан приняли участие в семинаре-практикуме «Проектирование механизмов общественного участия в повышении качества образования».
В первой части семинара прошло погружение слушателей в проблематику реализации государственно-общественного принципа управления российским образованием. Ведущий семинара, Юрий Чистяков (РЦРО Томская область), познакомил коллег с практикой деятельности и перспективами развития Управляющих советов Томской области, механизмами и результатами расширения общественного участия в управлении образованием школой, муниципальной и региональной системой образования. Во время групповой работы коллеги отвечали на вопрос: «Что является главным в современной школе?». Каждая группа, основываясь на собственном опыте, расставила приоритеты вариантов ответов: «прочные практико-ориентированные знания», «достаточная материальная база», «широкая сеть кружков и секций», «интересный и полезный досуг», «благоприятный психологический климат», «взаимодействие с органами власти и общественностью»… Первый день завершился обсуждением миссии образовательного учреждения и тех потребностей, которые способно реализовать учреждение для каждой из социальных групп (с использованием пирамиды А.Х. Маслоу): родителей, обучающихся, педагогов, учредителя, бизнесменов.
С самого утра второго дня слушатели семинара активно включились в поиск механизмов, способных усилить влияние всех родителей школы на деятельность Управляющего совета. Две группы работали с открытым списком предложений и оценивали важность (ценность) каждого по 10-бальной шкале. Другие две группы определили рейтинг (последовательность) рассмотрения предложений. После этого, используя метод экспертных оценок, были определены предложения: повышение качества информационно-коммуникационной деятельности Управляющих советов, организация взаимодействия с органами самоуправления, в первую очередь, с Родительским комитетом, конкретизация, освоение и расширение полномочий Управляющего совета.
Для поиска способов решения обозначенных проблем, слушатели предварительно обсудили сущность понятий «мотивация» и «стимулирование», рассмотрели типы кадровой политики в управлении заинтересованностью персонала в своем труде, обсудили мотиваторы для членов Управляющего совета. Актуальным стало рассмотрение вопросов организации социального партнерства в образовании: основных понятий, правил, основ, принципов. В практической части занятий команды разработали модели управленческих проектов по алгоритму Г. Лассуэлла на темы:
- «Как трудно организовать эффективную команду Управляющего совета»;
- «Как трудно организовать публичную деятельность Управляющего совета в сети интернет»;
- «Как трудно организовать взаимодействие Управляющего совета и Родительского комитета».
После проведения взаимной экспертизы, команды представили свои проекты: трудности, препятствующие решению проблемы, способы и действия для их преодоления, механизмы оценки запланированных результатов.
В третий день семинара участники обсуждали вопросы подготовки и сопровождения деятельности школьных управляющих, психолого-педагогические особенности обучения взрослых. Коллегам были представлены модели Межрегионального ресурсного центра ОГКУ «РЦРО» по созданию востребованных организационно-методических условий для реализации своих полномочий школьными управляющими в целях повышения качества образования образовательного учреждения в конкретных социально-экономических условиях. Детально были рассмотрены задачи по созданию необходимых условий:
- изучить имеющиеся ресурсы и дефициты внешней и внутренней среды;
- изучить уровень профессиональной подготовки школьных управляющих;
- создать образовательную структуру;
- обеспечить непрерывное сопровождение деятельности школьных управляющих;
- организовать эффективные коммуникации.
В заключительной части семинара слушатели ответили на главный вопрос семинара и предложили следующие эффективные стратегии повышения результативности участия родителей и общественности в повышении качества образования:
1. Создание эффективной команды Совета;
2. Организовать обучение школьных управляющих;
3. Создать форум на сайте образовательного учреждения;
4. Организовать службу консалтингового сопровождения деятельности Управляющего совета;
5. Разграничить полномочия между директором, Управляющими советом и другими органами самоуправления образовательного учреждения;
6. Повысить уровень полномочий Управляющего совета;
7. Стимулировать взаимодействие между Управляющим советом и Родительским комитетом;
8. Создать информационную службу Управляющего совета;
9. Разработать систему стимулирования и повышения престижа «школьного управляющего»;
10. Разработать план работы Совета и комиссий Совета;
11. Организовать взаимодействие Управляющих советов на разных уровнях.
Для дальнейшей работы слушателям были продемонстрированы возможности созданных образовательных ресурсов в сети интернет:
http://www.gouo.ru/ — Институт развития государственно-общественного управления образованием;
http://cgo.perm.ru/ — Пермский Центр гражданского образования и прав человека.
Подводя итоги, важно заметить, что использование активных и интерактивных форм работы на семинаре, мультимедийных и интернет ресурсов в режиме on-line, позволили педагогам и общественным управляющим не только оправдать свои ожидания от семинара, найти ответы на возникшие вопросы, но получить эмоциональный заряд на продуктивную деятельность, открыть для себя новые направления, получить удовлетворение от общения с коллегами и новые возможности для повышения результативности своего труда.
В заключении разрешите выразить благодарность коллективу Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области, коллективу Школы № 8 г. Отрадного и участникам семинара за созданную возможность интересного и полезного общения, за повседневный кропотливый труд и реальный вклад в расширение общественного участия в управлении российским образованием!
С уважением и уверенностью на продолжение сетевого взаимодействия,
Юрий Чистяков, старший методист ОГКУ «РЦРО», ведущий семинара.
Департамент общего образования Томской области, ОГКУ «Региональный центр развития образования» при поддержке ТРО ООО «Всероссийское педагогическое собрание», Федерального центра гражданского образования, Института развития молодежного самоуправления, муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений Томской области в феврале-апреле 2011 года проводят ежегодный
VIМолодёжный форум гражданских инициатив «Россия – это мы!»
В этом году Форум подводит итоги реализации за прошедший год региональных проектов в области развития гражданского образования и государственно-общественного управления в региональной системе образования и проводится по модели, позволяющей расширить круг участников, представить опыт гражданского образования образовательных учреждений в деятельности Центров гражданского образования, социального проектирования школьников, организации ученического самоуправления.
С 1 февраля по 30 апреля 2011 г. около 4 000 обучающихся, педагогов, родителей и местных жителей примут участие в открытых образовательных событиях Региональной сети Центров гражданского образования в гг.Томске и Стрежевом, ЗАТО Северск, Асиновском, Бакчарском, Верхнекетском, Зырянском, Кожевниковском, Кривошеинском, Молчановском, Парабельском, Первомайском, Томском, Чаинском и Шегарском районах.
Более 50 школьных команд обучающихся и педагогов примут участие в главных мероприятиях Форума, которые пройдут в г. Томске
(МОУ «Заозёрная СОШ № 16» по адресу: г. Томск, пер. Сухоозерный, 6).
18 марта 2011 г. с 11:00 до 16:00 «Школа социального проектирования»:
- торжественное открытие Форума «Россия – это мы!»;
- открытая защита социальных проектов областного этапа XI Всероссийской акции «Я — гражданин России»;
- обучающие тренинги.
7 апреля 2011 г. с 11:00 до 16:00 «Школа ученического самоуправления»:
- проектные лаборатории органов ученического самоуправления;
- правовые обучающие тренинги;
- дискуссия «Вектор регионального развития ученического самоуправления»;
- торжественное закрытие Форума «Россия – это мы!».