Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 Система Orphus

Платить или не платить – вот в чем вопрос

автор: Admin-Alex
Платить или не платить — вот в чем вопрос
Дремина Мария, Институт качества жизни, Екатеринбург
У каждого из нас были в жизни ситуации, когда приобретенный нами какой-либо товар не оправдывал наших ожиданий. В этот момент мы могли восклицать с досадой: «Я потратил свои деньги впустую!» Могло быть и наоборот — товар предвосхитил наши ожидания, и тогда мы могли сообщить своим знакомым: «Представляешь, это — вещь! Купил по дешевке, пользуюсь — не нарадуюсь!»
Давайте обратимся к экономике и рассмотрим описанные ситуации с ее позиций.
У продукции, которая выставляется на рынок производителем и становится товаром (услугой), за который мы платим деньги, приобретая его, есть две стороны — ценность и цена.
Ценность — это денежная оценка нами как потребителями полезности блага. Обычно она определяется так: к цене лучшего из доступных нам альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за  базу). Как видим, денежная оценка товара напрямую зависит от так называемой полезности — удовлетворения, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Оценка полезности зависит от субъективных и объективных  обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться, как, например, в случае с охотничьим ружьем и спиннингом. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена.Переводя взаимосвязь понятий ценности и полезности на бытовой язык, можно сказать, что люди готовы платить больше за тот товар, который для них в данный момент времени является наиболее востребованным и важным. И не готовы платить ни копейки, если в товаре нет надобности.
Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена товара определяется, прежде всего, издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы, и назначается продавцом. Однако продавец хочет не только окупить издержки, но и получить прибыль, поэтому цена на товар устанавливается с учетом желаемой прибыли.  
Оптимальное соотношение ценности и цены для нас как потребителей достигается в том случае, если мы при использовании купленного товара удовлетворены им и считаем, что качество товара стоит вложенных в него денег.
Посмотрим, какие прогнозы дают нам российские аналитики относительно роста цен в 2010 на товары, которые мы можем отнести к категории максимальной полезности для себя. По данным Российского зернового союза, объективных экономических причин для роста цен на хлеб нет. Цены на зерно и муку продолжают снижаться благодаря хорошему урожаю. Повышение цен на молоко и молочную продукцию, скорее всего, будет совсем незначительным, в пределах десятых долей процента, прогнозируют в Молочном союзе России. Ничего экстраординарного не случится в будущем году и с ценами на мясо. Снижение объемов мировой торговли и избыток предложения в ряде ключевых стран пока сдерживают рост цен. Чай и кофе тоже останутся в целом при своих. Фрукты и овощи в 2010 году для потребителя в основном останутся на том же ценовом уровне, что и в году уходящем. Рост предельного уровня тарифов на междугородные пассажирские железнодорожные перевозки, согласно прогнозу социально-экономического развития РФ до 2012 года и расчетам РЖД, составит 10% в год, а вот существенного увеличения стоимости авиабилетов в 2010 году ожидать не приходится. Делать прогнозы относительно изменения цен на лекарственные препараты в будущем году эксперты опасаются, т.к. они будут формироваться не только под влиянием валютных курсов, но и в результате введения в действие постановления правительства РФ N 654 «О совершенствовании системы контроля цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС)». Услуги ЖКХ в 2010 году будут обходиться жителям столицы на 26% дороже, зато почти на 40% упадут цены на бытовую технику.
Использованы материалы:
http://www.nuru.ru/ek/general/007_1.htm
http://www.newsru.com/finance/21dec2009/prices2010.html

Соотношение цены и ценности приобретений по мнению преподавателей и студентов
В феврале 2010 года мы провели опрос общественного мнения среди преподавателей и студентов екатеринбургских вузов относительно приобретенных ими за последний месяц товаров и услуг. Мы просили назвать те приобретения, цена которых оказалась выше ценности (респонденты, по их мнению, переплатили), и те, цена которых оказалась ниже, т.е. полученные при использовании блага превзошли ожидания. В результате опроса мы составили два списка — «черный» и «белый» соответственно.
В «черный» список приобретенных преподавателями за последний месяц благ попали следующие товары и услуги. Лидирует в списке оплата коммунальных услуг, цена на которые возросла за последние полгода в Екатеринбурге в среднем на 15%. Список продолжили: недвижимость, банковские кредиты, платные медицинские услуги, обучение в автошколе, отдых в России и за рубежом, бензин. Далее следуют одежда и продукты питания.
«Белый» список преподавателей: одежда и продукты питания, приобретенные по акции со скидкой.
В «черный» список студентов вошли: аренда жилья, входные билеты в ночные клубы, услуги парикмахерских и салонов красоты, одежда и продукты питания.
«Белый» список студентов: автомобили-иномарки с «вторичного» рынка, входные билеты в культурно-развлекательные учреждения со скидкой по студенческим билетам, одежда, косметика, парфюм и аксессуары, приобретенные по акции со скидкой.
Поделитесь своим мнением — составьте «черный» список своих приобретений, вписав туда товары и услуги, за которые вы, по вашему мнению, переплатили. В «белом» разместите те приобретения, которые принесли вам максимальную полезность за низкую цену.     
Приглашаю принять участие в социологическом опросе «Платить или не платить
+2
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  13

Комментарии (13)

k2b, 1 марта 2010, 08:15   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Скажите, почему когда не хочется платить, то платить приходится всегда! 
ответить
mdryomina, 1 марта 2010, 13:20   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
По-видимому, потому, что законы рынка пока никто не отменял, и если мы хотим приобрести товар (услугу), выставленный на рынок, то должны за него заплатить. 
ответить
k2b, 2 марта 2010, 11:56   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Ну, а если я не хочу эту услугу. Помнится в советский период продавались товары с приложением. Партия и правительство боролись с этим. А теперь куда мне жаловаться, если рынка нет, а товар один, например, электричество в доме. Или, второй пример. В прошлом году пенсионный налог был 4850, а в этом почти 13000. Нормально, да? Повышение в разы. А пенсия у моих родителей поднялась не в разы. Ну и т.д. 
ответить
mdryomina, 2 марта 2010, 17:37   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Вы пишете о том, что назвается «манипуляция потребительским спросом», причем, основанная на соглашении производителя и государства. Развитые страны прошли через это в конце прошлого века, мы пока в процессе, что обусловлено «молодым» российским рынком. Потребителей развитых стран спасло динамично развивающееся гражданское общество. На ваш взгляд, если массовый российский потребитель молча соглашается с хроническими переплатами, чей приоритет закреплен на рынке? И что с этим делать, как вы думаете? 
ответить
vitaliy761, 2 марта 2010, 19:10   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Наверное потребитель будет соглашаться до тех пор, пока не наступит некая критическая точка.Но..., это опасно уже не для самих потребителей, а для тех, кто наверху. А так, исправить ситуацию можно наверное повышением информированности граждан, абсолютно во всем: покажите, расскажите, объясните за что платить, и опять же каким образом можно НЕ платить за что-то.
Надо прямо в любых учебных заведениях открывать образовательные точки (как раньше — массовое повышение грамотности).

ответить
mdryomina, 2 марта 2010, 19:46   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Спасибо за предложение. А ведь этот портал и является одной из образовательных «точек» для повышения финансовой грамотности! Можете предложить конкретные темы и, может быть, формат уроков, которые будут, на ваш взгляд, образовывать посетителей? 
ответить
Elya, 2 марта 2010, 20:33   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Добрый день, Мария! Существует мнение: «прежде чем взять, нужно дать». Разделяете ли Вы данную точку зрения? 
ответить
mdryomina, 3 марта 2010, 06:18   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Я не разделяю ни одну точку зрения применительно ко всем жизненным ситуациям, в том числе и эту. Считаю, что готовые шаблоны лишают нас гибкости и эффективности в принятии решений. Если бы вы предложили конкретную ситуацию, в которой мне нужно было бы принять решение, что сначала сделать, я бы дала более конкретный ответ. А вы сами что думаете относительно существущего мнения? 
ответить
Natalya, 5 марта 2010, 17:52   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
«Чёрный» список — оплата общественного транспорта, платных медицинских услуг. «Белый» список — косметика и парфюмерия со скидкой; флаера «проходки» в клубы, на каток; одежда; оплата безлимитного интернета. 
ответить
mdryomina, 5 марта 2010, 18:20   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
можете прикинуть примерно, суммарно все скидки в «белом» списке за год какой процент составляют от суммарных расходов в «черном»? 
ответить
Natalya, 5 марта 2010, 21:03   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
К примеру, последнее моё посещение платной клиники, включающее обследование, консультацию врача и дальнейшее лечение, обошлось мне в 6 000 рублей. А скидка на последние купленные духи — 500 рублей. За платной медицинской помощью я обращаюсь достаточно часто, также часто оплачиваю проезд в общественном транспорте, но товарами и услугами, перечисленными в «белом списке», пользуюсь гораздо чаще. Если примерно прикинуть, я думаю выйдет процентов 60 от расходов «чёрного списка». 
ответить
mdryomina, 6 марта 2010, 06:57   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
ого, а ведь это совсем неплохо! а прикидывала, что если у вас получится 10% и более, это уже хорошо, а вы больше половины своих «черных» расходов покрываете всевозможными SALE. Сами-то осознали сейчас, что вполне умеете управляться с экономией расходов? 
ответить
Natalya, 6 марта 2010, 10:46   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Кстати да. Сама я даже не задумывалась об этом)) 
ответить
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии и отправлять работы.