Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 Система Orphus

Ресурсосбережение и современное образование

автор: Admin-Alex
Топешкина Н.В.
Ресурсосбережение и система образования.
Обозначенную проблему предлагается рассмотреть в двух аспектах:
— ресурсосбережение как фактор конкурентоспособности школы
— образовательный и воспитательный аспект ресурсосбережения
1. Проблема ресурсосбережения во все времена была ключевой для экономики, будь то экономика государства, региона, отрасли, предприятия, домохозяйства, поскольку экономическая деятельность всегда связана с использованием ресурсов, которые в подавляющем большинстве своем ограничены и платны.
В последние годы  вопросы ресурсосбережения приобретают особую актуальность в нашей стране в связи  с дальнейшим развитием рыночных отношений и актуализацией вопроса повышения конкурентоспособности. Главной задачей любой организации в этих условиях становится выявление источников и разработка механизмов создания конкурентных преимуществ.
Школа, оказавшись в условиях рыночной экономики, также должна заниматься вопросами повышения своей конкурентоспособности. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть теоретическую основу формирования конкурентных преимуществ организации — ресурсный подход, и обсудить особенности его реализации в образовательном учреждении.
Применительно к школе вопросы энерго-, тепло- и водосбережения  очень важны, поскольку связаны с экономией государственных средств, выделяемых учреждениям системы образования. Кроме того, установка на экономное использование ресурсов, а также имущества образовательного учреждения имеет большое воспитательное значение для учащихся и педагогического коллектива. Однако для школы представляется особенно важным  бережное использование и развитие человеческих ресурсов, формирование и  привлечение педагогов-личностей, без которых невозможно говорить о конкурентоспособности школы.  Это также касается и таких ресурсов образовательного учреждения, как  репутация, культура общения педагогов с детьми и друг с другом и т.п.
Как эффективно организовать  систему экономного расходования материальных  и эффективного использования нематериальных и педагогических ресурсов в школе? Расскажите, что Вы думаете по этой проблеме, и, возможно, уже имеющемся опыте в вашей школе.
2. Другой аспект ресурсосбережения — это включения вопросов  по данной тематике в образовательный процесс, проектную работу с учащимися. Вопросы ресурсосбережения могут рассматриваться на уроках географии, экономики, обществознания, в курсе основ предпринимательской деятельности. Они имеют огромный воспитательный потенциал.
Необходимо, чтобы школьник в результате «ресурсосберегающего» обучения воспринимал бесхозяйственность и расточительность в расходовании ресурсов  как безнравственное отношение к природе и обществу. Для  этого необходимо в систему ценностей молодежи «вписать» «ресурсосберегающее» поведение.
Наиболее эффективной формой работы по формированию такого поведения может  быть  проектная деятельность в  области экологии школы или предпринимательский проект.
Возможно, у Вас есть примеры «ресурсосберегающего» обучения. Об этом было бы очень интересно узнать педагогическому сообществу.

Раскроем суть ресурсного подхода применительно к вопросам стратегического развития любой организации. Она заключается в опережающем создании, удержании и развитии специфических для нее ресурсов и компетенций, т.е. ключом к устойчиво высоким результатам является не повторение модели поведения конкурентов (которые надо, конечно, изучать), а всемерное развитие уникальности своей организации как основы неповторимости предлагаемых ею продуктов и услуг.
Среди ресурсов организации выделяются:
— материальные (финансовые, физические),
— нематериальные (технология, репутация, культура),
— человеческие (профессиональные знания и навыки, способности к общению и взаимодействию, мотивация).
Но при одинаковых ресурсах результат может быть разным. Существенным моментом, обеспечивающим конкурентоспособность,  являются организационные способности, т.е. менеджмент организации. Долгосрочное процветание  в современной экономике требует нового образа мышления о стратегическом управлении: организация должна не адаптироваться к внешним неконтролируемым силам  окружающей среды, а создавать и развивать конкурентные преимущества на основе портфеля уникальных организационных компетенций.
+1
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  12

Комментарии (12)

nastyaminigalina, 19 марта 2010, 10:22   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Несомненно, вопросы энергосбережения сейчас стоят очень остро, и об этом нужно говорить. Однако, хочу отметить, что в САО в рамках экспериментальной площадки по финансовой грамотности данное направление уже существует и работает. В частности учащиеся уже в этом году посетили практические занятия в Центре по энергосбережению «Мосэнергосбыт». Учащиеся активно включились в проектную деятельность по этому вопросу и уже написаны работы, которые оценили уже на всероссийском уровне. 
ответить
Admin-Alex, 19 марта 2010, 10:27   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Коллега, я прошу вас поделиться своим опытом работы по этому направлению. И более подробно описать свою практику. 
ответить
nastyaminigalina, 22 марта 2010, 15:58   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
А практика по данному направлению началась только в этом году, когда в новостях увидела очень интересный видео сюжет о глобальном энергетическом кризисе. Тогда и появилась идея о том, что наши дети, особенно старшиклассники, должны задуматься о ресурсосбережении, а именно об одном из направлений — энергосбережение. После занятий в Центре по энергосбережению у учащихся появились темы будущих проектов. Так, ребята провели исследования и написали два проекта: «Энергосберегающие технологии: прошлое, настоящее, будущее» и «Способы утилизации ламп и их эффективность». А чтобы, каждый задумался над этой проблемой, привожу некоторые статистические данные.
Человек может отказаться от многого, но не от тепла и света. Энергия уже сегодня «на вес золота», так как мировой экономике требуется все больше киловатт — часов. По оценке Международного энергетического агентства к 2025 году спрос на нее удвоится.
Потенциал энергосбережения в России, по экспертным оценкам, прогнозируется в 2010 году величиной порядка 150 миллиардов кВт/ч. Это примерно соответствует пятилетней выработке электроэнергии 20-ю энергоблоками ТЭС мощностью 210 МВт каждый. Однако этот потенциал должным образом не используется. Российская экономика несет огромные непроизводительные потери электроэнергии, вызванные отсутствием или несовершенством способов регулировании и оптимизации технологических процессов в большинстве отраслей промышленности, электроэнергетике и коммунального хозяйства.
В настоящее в России ситуация с электроэнергетикой обостряется все больше.
Энергокомпании в сложных экономических условиях в стране и в мире вынуждены приспосабливаться еще к структурным изменениям внутри отрасли.
Так, в 1980-х гг. в электроэнергетике Советского Союза впервые стали прослеживаться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии. После распада союза новое правительство унаследовало устаревшее оборудование электростанций, что не позволяло в полной мере обеспечивать растущий спрос на энергоресурсы в стране. Более того, в электроэнергетике возникли проблемы в связи с разрывом хозяйственных связей с государствами, некогда входившими в состав одной страны, а теперь ставшими самостоятельными государственными единицами. Необходимо было строить новые экономические отношения. Вновь возникшие расходы отвлекали денежные средства от проектов модернизации, поэтому решение проблемы устаревшего оборудования откладывались на неопределенный срок, обновление мощностей практически остановилось.
В начале нового тысячелетия стало очевидно, что обеспечить растущий спрос на энергоресурсы со стороны населения и производства при существовавших мощностях будет невозможно.
Так, в соответствии с основными параметрами Прогнозного баланса электроэнергетики на 2006-2010 гг., энергопотребление в России к 2010 году вырастет до 1045 млрд. кВтч по сравнению с показателем 2005 г. — 939 млрд. кВтч. Соответственно, ежегодные темпы роста электропотребления прогнозируются на уровне 2,2%. Среднегодовые темпы увеличения зимнего максимума нагрузки прогнозируются на уровне 2,5%. В результате к 2010 г. этот показатель может вырасти на 18 ГВт — с 143,5 ГВт в 2005 году до 160 ГВт в 2010 году. Таким образом, общая потребность в установленной мощности электростанций в России к 2010 г. возрастет на 24,9 ГВт до 221,2 ГВт. При этом увеличение потребности в резерве мощности в период с 2005 до 2010 г. составит 3 ГВт, а потребность в мощности электростанций для обеспечения экспортных поставок в 2010 г. вырастет на 3,4 ГВт — до 5,6 ГВт. (Ананьин В. Интеграция как способ выжить в эпоху перемен / Энергорынок. – 2005. — №9)
Ситуация в мире не многим отличается от ситуации в России. Основной проблемой является недостаточное инвестирование отрасли. Согласно сценарию международного энергетического агентства, до 2030 г. в мировую электроэнергетику необходимо инвестировать порядка 13,6 млрд. долл. для обеспечения растущего спроса на энергоресурсы (Global Power Statistics. – Официальный сайт Международного энергетического агентства).
Уменьшение инвестиций в мировую энергетику связано с тем, что инвесторы не располагают свободными средствами, которые можно было бы вложить в объекты энергетики, а те, которые имеют такую возможность, опасаются их вкладывать в связи с возникшими новыми рисками.
Электроэнергетика очень капиталоемкая отрасль. При строительстве ТЭЦ, в среднем затраты составляют порядка 1 млн. долл. на МВт. Более того, период окупаемости (срок, через который инвестор получит прибыль от вложенных средств) в электроэнергетике составляет порядка 8-10 лет (Монахова Е., Карпов Ю. Слабое звено? Россия начинает и … не проигрывает. Энергорынок. – 2009. — № 2).
Таким образом, недостаток свободных денег у инвесторов для вложения в электроэнергетику обусловлен тем, что аккумулировать такую большую сумму денег для вложений в строительство новых мощностей или замену старых без займов достаточно сложно, а при сложившейся на финансовых рынках ситуации, банки не готовы предоставить в кредит большую сумму на длительный срок. Более того, и сами инвесторы опасаются в период экономического кризиса вкладывать большие средства на продолжительный период, предпочитая финансировать мелкие проекты с небольшим сроком окупаемости.
Инвесторы, которые готовы вложить средства в электроэнергетику, сталкиваются уже с новыми рисками, вызванными уменьшением платежеспособного спроса, как основных потребителей электроэнергии – крупных предприятий, так и населения. В связи с рецессией на мировых рынках многие энергоемкие предприятия несут убытки (авиационная, химическая отрасли и др.) в связи с падением спроса на выпускаемую продукцию, поэтому не могут оплачивать предоставляемую электроэнергию. При этом цены на электроэнергию, например в России, в период с 2003 по 2007 годы возросли почти в два раза. Так, если в 2003 году цена за 1 МВт/ч составляла 101 рубль, то в 2007 году – 197 рублей. В результате возникают цепочки неплатежей.
Так, около 60% европейских энергокомпаний с начала 2009 года ощутили на себе проблему неплатежей (Исследование PriceCoopersWaterhous. A world beyond recession/ Utilities global survey 2009).
Неплатежи, в свою очередь, оказывают влияние на решение инвесторов. Вкладывая средства в новые мощности, инвестор рассчитывает получить выгоду за счет обеспечения энергией большого числа потребителей, получая выгоду за счет поступления платежей за поставки электроэнергии.
Таким образом, инвесторы опасаются, что из-за возникших неплатежей от предприятий и населения их вложения окупятся за более длительный срок или не окупятся совсем. Цепочки неплатежей не только уменьшают инвестиционную привлекательность энергокомпаний, но и ставят под удар возможность последних самим финансировать проекты по модернизации и ввода новых мощностей.
В итоге уменьшение инвестиций приведет к замедлению темпов ввода новых мощностей и модернизации старых, замедлению темпов развития и применения новых технологий.
Таким образом, в будущем будет сложнее обеспечить растущий спрос на электроэнергию, который последует за финансовым кризисом в результате роста производства. Именно поэтому применение энергосберегающих технологий – это насущная реальность.

ответить
Prutchenkov, 20 марта 2010, 14:30   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Мне кажется, что в этом направлении педагогической деятельности важно понимать экономию энергоресурсов не как отказ от комфорта, а наоборот, — цели энергосбережения (в том числе государственные) — это обеспечение необходимых условий жизни для всего населения.
Энергосбережение в нашем быту не распространено у нас по двум причинам: нет материального стимула и культуры энергопотребления.
Материальный стимул нам стремится обеспечить государство — планируется переход «на полную оплату населением затрат на жильё и коммунальные услуги».
Можно долго спорить какие негативные последствия несут реформы в энергетике и коммунальном хозяйстве, каким тяжёлым бременем в очередной раз они лягут на наши плечи.
Но нам давно пора сделать свою жизнь культурной, богатой и счастливой. Непременные условия этой жизни когда „в кране“ всегда есть вода, когда электроприборы не „горят“ от некачественного электроснабжения, когда дома всегда комфортная температура и не болеют наши дети… А чтобы наша жизнь становилась лучше, нам следует научиться экономить. И для тех, кто быстрее научится это делать культурно и грамотно, экономическое бремя реформ не будет слишком тяжёлым.
Источник — e-audit.ru/inlife/index.shtml
Если Вы придумали или знаете что-то интересное, поделитесь со мной и это станет всеобщим достоянием. Пишите и в тех случаях, когда возникли трудности или сомнения.

ответить
Socrat, 28 марта 2010, 13:25   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Хотелось бы узнать, кто принял участие в Акции «Час Земли — 2010?» И еще — а какие меры итакого же плана можно еще придумать и предложить нашим школьникам? Что может быть им интересно? И главное — даст тот самый ресурсосберегающий эффект. Поделитесь идеями! 
ответить
nastyaminigalina, 29 марта 2010, 18:10   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
А мы со своими учениками из Гимназии 1583 (Коваль Елена, Кадушкин Артем) непосредственно принимали участие в этой акции. 27 марта нас с нашими проектами по энергосбережению пригласили на конференцию в Городской ресурсный центр, где мы смогли не только поделиться своим опытом, но и узнать много нового. А главное, ребята смогли в прямом эфире задать свои вопросы заместителю МЭРа города Москвы.     
ответить
Admin-Alex, 29 марта 2010, 22:05   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Молодцы! Вам надо своим опытом делиться с другими школами, привлекать внимание к этой проблеме — или вернее путям ее решения — различными способами. Напишите об этом на своем сайте, в своей школьной газете и т.д. Спасибо вам за практическое участие! 
ответить
Natalia-Platokhina, 29 марта 2010, 23:43   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Коллеги, а мне кажется, что одной этой акции мало. Мы можем и должны сделать нечто большее, чем просто отключение света. Нужна системная работа на всех уровнях и со всеми возрастами. И м.б. стимулирование тех, кто экономит все виды ресурсов. И в учебных программах всех уровней нужно отражать эти аспекты. 
ответить
olga_k, 30 марта 2010, 00:47   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
24 марта на базе нашего лицея №1547 проходила ежегодная (уже 7-я!) научно-практическая конференция школьников юго- восточного округа по экологии «Шаг в будущее Москвы». Каждый год конференция проходит под своим лозунгом, в прошлом году  под лозунгом «Чудесный округ», в этом — «Наша новая школа». Формат конференции — интерактивный, ученики становятся на время жителями Города Мастеров, где они могут научиться новым навыкам и поделиться своим мастерством. Большое внимание уделяется ресурсосбережению, ежегодно работает площадка «Отходы — в доходы», «Вторая жизнь старых вещей». «Своими руками» и т.д. Вэтом году, совместно с эколого- просветительским центром Кузьминки проводили игру«Киловатики». В рамках проектной деятельности по экологии и экономике в лицее уделяется большое внимание ресурсосбережению. Сэкономленый пенни -это все равно, что заработанный. Пытаемся это внушить ребятам. Летом во время трудовой практики ребята приводят з в порядок территорию лицея и пришкольного участка. Но специфика образовательного процесса лицея такова, что каждый год вливаются около 200 новеньких и все — сначала. «Новенькие» приходят из разных школ с разными представлениями о «ресурсосбережении» и в школе и дома. Работа по ресурсосбережению очень кропотливая, и результат будет виден только в «долгосрочном» периоде. И надо подключать семьи.Что касается акции «Час Земли» оформляем стенд, считаем «Экологический след», объясняем важность проблемы. Если говорить о ресурсосбережеии в школах округа, то оно строится на традиционном подходе (макулатура, энерго-, водо- сбережение), что само по себе — уже достижение. Можно развивать направление «Зеленый потребитель». 11 -классники лицея разработали комплекс для мониторинга освещенности, который помогает учителю следить за уровнем освещенности в реальном режиме времени, сами написали программу, изготовили прибор.Это позволит не «жечь» лишнее электричество. Интересен опыт других школ в этом направлении. Поделитесь.
С уважением, Ольга курочкина.

ответить
nastyaminigalina, 31 марта 2010, 12:10   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

Все это очень здорово. Но мне кажется, что к данной проблеме нужно привлекать и родителей. Может быть организовывать практические занятия, показывать, сколько мы тратим денег на электричество при его чрезмерном использовании, говорить о способах энергосбережения. Ребята же, особенно 8-11 классы, интересуются этой проблемой. На базе Гимназии в этом году организованы занятия с представителями шведской фирмы «Фагерхулт», где ребят знакомили с современными энергосберегающими технологиями, рассказывали о показателях визуальной эргономики. Интерес огромный. А если это еще и подкрепляется на уроках экономики! Так, когда мы говорим с 9 и 10 классами об ограниченности ресурсов, я выделяю время на такую тему как «Энергосбережение». На уроке мы говорим о том, какие ресурсы ограничены, анлизируем на сколько их хватит, если также использовать как сейчас, рассматриваем наиболее эффективные мероприятия по экономии электроэнергии, проводим расчеты.


ответить
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии и отправлять работы.