Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 Система Orphus

Организация работы городской площадки

автор: Admin-Alex

Н.Н.Калинина,  д.э.н., к.п.н., заведующая кафедрой экономики,  руководитель ЦОА «Практическая экономика и предпринимательство»,   научный руководитель ГЭП

Организация работы городской экспериментальной площадки по финансовой грамотности и ОПЗ: промежуточные итоги

Развитие педагогического эксперимента   в рамках инновационного поля требует эффективного и органического  соединения всех ресурсов и процессов: педагогических, технологических, организационных.
Основными составляющими организации эффективной работы городской экспериментальная площадка (ГЭП) первого уровня «Разработка и апробация экспериментальной учебной программы «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний»[1], обеспечивающими ее включение в общие инновационные процессы в сфере образования, являются повышение открытости, внедрение институциональных инноваций, более глубокое объединение усилий педагогического и бизнес-сообщества,  профессиональных участников финансового рынка, государственных  и общественных институтов.

Второй год работы ГЭП позволил систематизировать основные подходы в сфере финансового и потребительского образования школьников, ввести в практику работы образовательных учреждений научные и методические разработки участников эксперимента, активизировать формирование экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) в московском мегаполисе. Необходимость увеличения потенциала ЭПОС связана с проблемой взаимоувязки результатов образования, отражающихся в уровне конкурентоспособности выпускников школы, и процессами, происходящими в различных сферах экономической деятельности: профессиональной, потребительской; что в свою очередь требует новаторских методологических ориентиров, связывающих сферу образования и профессиональную деятельность, теорию и практику.

Институализация  и регламентация взаимодействия участников  ГЭП: научного руководителя, педагогических партнеров из образовательных учреждений и предпринимательского сообщества, становится приоритетным направлением развития экспериментальной работы на заключительном этапе.

Неразвитость инфраструктурных и информационных посредников  на экспериментальном образовательном пространстве делает актуальным внедрение аутсорсинговых форм сотрудничества образовательного учреждения и других образовательных субъектов  с различными предпринимательскими  и финансовыми структурами.

Инновационные формы сотрудничества с профессиональным сообществом повышают конкурентоспособность образовательных систем, в том числе образовательных учреждений, педагогических работников и обучающихся; позволяют сформировать рынок социальных и образовательных экономических программ, доступных для различных групп населения: школьников, учителей различных профилей, руководителей образовательных учреждений,  родителей;  высвободить внутренние ресурсы школы, давая ей возможность сконцентрироваться на ключевых проблемах основной образовательной деятельности.

Сотрудничество образовательных учреждений с социальными и профессиональными партнерами на основе аутсорсинговых образовательных технологий в рамках экспериментальной деятельности усилили их  ресурсную устойчивость, связанную с «переливом» интеллектуальных, материальных, кадровых и финансовых ресурсов между аутсорсером и образовательным субъектом на основе конкурентного выбора партнера и рыночной оценки качества образовательных услуг.

Результатом этого взаимодействия стало преумножение интеллектуального капитала образовательной системы и эффективности ее дальнейшего функционирования.

Методологическая основа проведения эксперимента по теме «Разработка и апробация экспериментальной учебной программы «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» — практико-ориентированная парадигма, где в качестве основы выступают взаимосвязанные компетентностный и деятельностный подходы, не является альтернативой существующей. Однако, внедрение современных практико-ориентированых инновационных подходов в экономическом образовании способно с одной стороны ускорить развитие интеллектуальных способностей школьников в экономической сфере, с другой -  осуществить поиск продуктивных педагогических  средств и технологий.

Деятельностный подход, осуществляемый  через призму экономической культуры, позволил выделить процесс экономического воспитания как главный вектор дальнейшего развития экспериментальной работы по финансовой грамотности и ОПЗ.

Отметим, сто основными элементами экономического воспитания являются уважение к собственности, труду, результату, успеху, готовность к адекватным действиям в ситуациях риска и неопределенности в экономике, ассиметрии информации на потребительском и финансовом рынках, формирование системы ограничений и правил игры на «экономическом поле».

На завершающем этапе проведения эксперимента «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» экономическое воспитание, как процесс формирования и закрепления продуктивных моделей поведения в экономической системе, требует повышения степени их практического использования.

Для продвижения основных идей и концепций практико-ориентированного школьного экономического образования в организации работы ГЭП были выделены следующие модули: Ценности и приоритеты эксперимента; Содержательная часть; Организационно-педагогические условия; Информационно-методическая база; Дидактико-методическая модель финансового и потребительского образования; Мониторинг проведения эксперимента; Исследования педагогов; Управление экспериментальной работой.

 Основным акцентом в проведении эксперимента  стал ценностнообразующий  и воспитательный аспекты  финансового и потребительского образования, а  сверхзадачей ГЭП — интеллектуальный и научный рост педагогов.

Необходимость выявления основных концепций и базовых понятий финансовой науки, основ потребительских знаний, введение их в учебно-методический оборот, потребовало освоение уителями передовых педагогических технологий и различных форм организации образовательных деятельности: уроки, основанные на межпредметных связях и интегрированные, деловые и ролевые игры, уроки-исследования, уроки с имитацией публичных форм общения, уроки-пресс-конференции, факультативные и элективные курсы, кружковая работа, конкурсы, экскурсии, участие в работе образовательных порталов, иные формы  образовательной деятельности.  

Формирование информационно-методической базы экспериментальной площадки тесно связано с информационно-коммуникационной компетентностью педагогов школ, участников ГЭП.

Проведение Интернет-конференция  «ЭПОС- партнеры: практико-ориентированные образовательные технологии взаимодействия», целью которой стало выявление совпадающих позиций и  определение перспектив по вопросам практико-ориентированного прикладного экономического образования школьников в Москве и Санкт-Петербурге, показало низкую степень готовности педагогического сообщества работать в Интернет-пространстве.

Посещение учителями экспериментальных школ форума Интернет-конференции по теме «Интерактивные технологии в преподавании основ финансовой грамотности» (Типология инновационных процессов в экономическом образовании; Тренинги формирования личной финансовой ответственности; Педагогические аспекты использования тематических сайтов в преподавании основ финансовой грамотности; Современные сетевые технологии повышения финансовой грамотности; Игровые технологии в повышении финансовой грамотности школьников; Ресурсосбережение и образование) было неактивным, несмотря на усилия модераторов привлечь их внимание и индивидуальной работой в этом направлении с каждым образовательным учреждением.

Использование преимуществ Интернет-технологий в методическом патронате участников ГЭП в настоящее время стоит одним из приоритетных направлений заключительного этапа эксперимента. Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов позволит сбалансировать планирование хода эксперимента, эффективнее использовать все ресурсы, фиксировать и контролировать результаты.

Дидактико-методическая модель обучения функциональной финансовой грамотности и ОПЗ, разрабатываемая в рамках экспериментальной деятельности, основана на принципах системного и деятельностного подходов, открытости для всех категорий учащихся, акцентировании на нравственно-экономическом воспитании, многовариантности реализации программ с учетом  ресурсов школы, модульной структуры построения.

Основными блоками базовых дидактических модулей являются следующие концепции: личная ответственность за свое финансовое благополучие; способы достижения финансового благополучия: планирование, источники доходов, расходы, сбережения, налоги; основные финансовые институты; финансовые продукты и услуги; ОПЗ; оценка финансовых  и иных рисков;  проведения элементарных финансовых расчетов (финансовая математика).

Базовые методические практико-ориентированные модули представлены имитационной учебной деятельностью в школе (компьютерные модели, деловые игры), исследовательской  и аутентичной практикой в организациях, на потребительском и финансовом рынках, проектной работой, деятельностью в различных социо-культурных средах.

Эффективное управление работой городской экспериментальной площадкой возможно только при наличии надежной и объективной информации о ходе и результативности образовательного процесса в каждой школе. Внешние измерения работы ГЭП основываются на первичной информации из образовательных учреждений, поэтому мониторинг эксперимента, самоаудит, проводимые учителями и организаторами экспериментальной работы в школе, являются важной составляющей организации проведения инновационной работы.

Основные трудности в работе ГЭП на промежуточном этапе вызвали сбор первичной информации, формализация учебного и методического материала учителями. Документирование взаимоотношений с педагогами экспериментальных школ позволило активизировать эту работу.

Самоаудит, как процесс самостоятельного обследования, изучения, анализа и оценки условий, ресурсов, образовательных программ и процессов, управленческой и педагогической деятельности, может осуществляться на различных этапах проведения эксперимента: промежуточном по итогам учебного года,  при необходимости согласования позиций педагогического сообщества с другими участниками эксперимента, по завершении работы ГЭП.

На заключительном этапе эксперимента использование  методики самообследования для выявления сильных и слабых сторон в организации экспериментальной работы, «критических точек» в педагогической практике, даст возможность более качественно описать результаты экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.

В качестве основных критериев оценки результативности инновационной и экспериментальной деятельности в работе ГЭП используются следующие показатели: востребованность образовательных мероприятий, динамика удовлетворенности качеством образовательных услуг учащимися, родителями, интенсивность и качество системного (сетевого) взаимодействия всех субъектов экспериментальной работы, в т.ч. социальных и профессиональных партнеров.

Создание совета ГЭП, как общественного управляющего органа экспериментальной площадки, будет способствовать повышению эффективности проведения эксперимента за счет углубления системности  по основным модулям эксперимента, оперативного выявления наиболее значимых педагогических инноваций и продвижения инновационных образовательных продуктов.
Актуальные тренды работы ГЭП  в завершающем году проведения эксперимента:

Акцент в работе образовательного учреждения (ОУ) на определенном модуле экспериментальной работы;

Жесткий мониторинг  экспериментальной работы в ОУ и самоаудит;

Отработка критериев оценки организации и проведения экспериментальной работы в ОУ;

Методический патронат  через инфопространство;

Апробация различных форм организации образовательной деятельности  по формированию потребительской культуры (ОПЗ);

Методическое описание моделей системного (сетевого) взаимодействия образовательных учреждений с профессиональными участниками финансового рынка, общественными и некоммерческими организациями, работающих в сфере защиты прав потребителей по тематике экспериментальной работы:  совместные проекты (исследовательские, социальные),  семинары — практикумы по работе финансового рынка, практические занятия и проекты по ресурсо-и энергосбережению, школьный биржевой центр, конкурс  трейдеров, школьные экономические чтения;

Методическое описание отдельных элементов учебно-методических материалов (образовательные ресурсы, технологии, дидактический материал) по теме «Финансовая грамотность».

Обеспечение открытости проведения эксперимента связано с публичностью проведения образовательных мероприятий, транспарентностью образовательного процесса, учебной и методической информации.

Своевременность и технологичность предоставления актуальных учебных и методических материалов  участниками ГЭП будет способствовать снижению трансакционных издержек экспериментальной работы, в т.ч.  затрат на обработку информации  из ОУ, поиска адекватных форм взаимодействия  с партнерами, осуществления контроля за ходом экспериментальной работы, противодействия формированию оппортунистических позиций отдельных участников эксперимента.

Для повышения эффективности организации экспериментальной работы в ОУ необходимо: 
-внести коррективы в  стратегию развития экспериментального поля  на завершающем этапе эксперимента в зависимости от педагогического и  инфраструктурного потенциала, преобладания в ОУ определенных типов инноваций; выявить продуктивный способ управления инновационным процессом в каждом из направлений;

— определить уровень влияния педагогических и организационных инноваций на результат экономической подготовки в целом,

— сформировать условия, стимулирующие развитие экспериментальной и инновационной деятельности;

— разъяснить содержание завершающего этапа экспериментальной деятельности  и обеспечить готовность к инновациям всех участников ГЭП.

Экспериментальная работа в школе, как «форвордная зона развития образования», является точкой роста образовательной системы в целом. Появление в образовательной системе нового качества, которое возникает на основе продуктивных взаимоотношений всех участников эксперимента по финансовой грамотности и ОПЗ, является индикатором поступательного развития непрерывного экономического образования. Обучение школьников экономике в рамках парадигмы практико-ориентированного  образования становится фактором повышения конкурентоспособности и определенным ценностным ресурсом экономического развития страны.      


[1]Калинина Н.Н.  Экспериментальная работа по основам финансовой грамотности и  потребительских знаний// Экономика в школе. 2009.№3-4.

 

0
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  1

Комментарии (1)

sergey, 21 июня 2010, 23:52   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

Для нас, историков и литераторов, ГЭП, это, конечно, хорошо, но мораль должна быть выше. И если вы сооорганизируете это с кафедрой русского языка и литературы,  то город (страна) получат скорее одухотворенных специалистов в области финансов, а не прагматических дельцов.
Кстати, вместо «несмотря на усилия модератов» приятнее видеть «модераторов»... 
Ну а «сверхзадача ГЭП», это сегодня еще, по-моему, научная фантастика...


ответить
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии и отправлять работы.