Кузнецова Е.В.
Игровые технологии в обучении финансовой грамотности и потребительским знаниям.
Дидактическая ролевая или имитационная игра является, по опыту обучения финансовым и потребительским знаниям, одним из основных методов активного обучения, т.к. представляет собой упрощенную модель действительности и основывается на ситуациях, взятых из реальной жизни.
Игра, в этом случае предстает хотя и упрощенной, но целостной реальностью, которая в той или иной мере узнаваема всеми. В итоге участники получают опыт действий и общения, но самое важное, определенное понимание, которое, возможно никогда не возникло бы, если бы пришло через монолог учителя, а также и выработанное или измененное отношение — к чему-то или к себе.
Всякий раз, когда речь заходит о практико-ориентированном учебном курсе, в результате которого должны быть выработаны умения и навыки, роль активных методов обучения, включая игровые технологии, трудно переоценить. Само определение игры, как «особой формы освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования» (Л.Ф.Обухова), показывает место игровых технологий в обучении финансовой грамотности.
Для процесса активного обучения в школе финансовой «грамоте» важно, чтобы игры были рассчитаны на 15-20 участников, укладывались по времени в 45 минут (1 урок) или 90 минут (2 урока), проводились одним преподавателем (возможны помощники из числа учащихся), не требовали излишне сложного реквизита и долгой подготовки.
Нельзя не упомянуть и то, что любая игровая технология включает в себя две важных части: непосредственно процесс игры и обсуждение ее. И без этой второй части игра, для большинства школьников, часто оказывается хотя и занимательной, но бессмысленной.
Как правило, с обсуждения игры можно выйти на начало планомерной и серьезной работы над темой. В финансовом и потребительском образовании школьников можно использовать все виды обсуждения: эмоциональное, смысловое и «конструктивное».
Последнее удается эффективно применить в сильных классах. Когда проанализированы все удачные и неудачные «ходы», высказаны все чувства и претензии игроков друг другу, обсуждены проблемы, поднятые в игре, тогда учащиеся могут высказать свои соображения по модификации игры.
Комментарии (17)
Я активно использую и мини-игры, рассчитанные на несколько человек и один урок, и длительные комплексные игры, в которых принимают участие сотни детей и педагогов, например, в условиях летнего лагеря отдыха.
Буду рад, если вы сможете поделиться своим опытом, а возможно проблемами, с которыми вы сталкиваетесь при разработке или использовании той или иной технологии.
Только у очень опытного игротехника игра укладывается в предложенное время, а простой учитель, который берет сценарий игры, в лучшем случае, из журнала, понимает — до 80%, далее, в силу нехватки времени, реализует 50%, и не успевает ничего с детьми проанализировать, скорее всего не будет использовать игру на каждом занятии, а очень бы хотелось.
Для этого нужно постоянно играть с учителями. Это должно стать основой методик повышения квалификации, курсов, семинаров, работ методобъединений и т.п.
Учитель " засыхает" и «бронзовеет» от того, что сам не попадает в, пусть даже искусственно созданные, иные реальности.
— наблюдать за действиями участников игры, фиксировать все решения, учитывать время и взаимодействие отдельных групп и участников;
— анализировать решения и действия участников игры путем проведения соответствующих расчетов;
— оценивать промежуточные решения играющих;
— корректировать план проведения игры путем подготовки соответствующих вводных исходных данных.
Отдельные фрагменты и вся игра заканчиваются по мере достижения соответствующих учебных целей. Но окончательное завершение игры требует подготовки заключительных решений ее участников.
Анализ (разбор) деловой игры – даже более важное действие, чем сама игра. Все положения анализа необходимо основывать, прежде всего, на результатах числовых расчетов, а также примерах финансово-экономической практики.
Разбор начинается с напоминания общих целей игры; далее руководитель анализирует основные показатели, которые связаны с соответствующими решениями и действиями участников игры. Затем в хронологическом порядке рассматриваются решения участников, вскрываются ошибки и показывается правильный порядок действий, исключающий допущенные ошибки в будущем.
В результате разбора главных положений у обучающихся должно сложиться четкое представление о том, как им следовало действовать в конкретных условиях обстановки, созданной в деловой игре. Именно это «проживание» ситуации с возможностью ее анализа составляет педагогическую сущность любой деловой игры. Но увы, как правило, у преподавателя на это не хватает времени. И он допускает «роковую» ошибку – отказывается от «разбора полетов», практически сводит на нет главное – анализ ошибок и обсуждение путей их предотвращения в реальной практике.
Согласна, что энтузиазм учителя зависит от внешнего " мира". Игровые технологии могут, в определенной степени, снять повышенную нагрузку от сложных «втолковываний», позволят увидеть ученика в ином свете и, возможно, это «новое лицо человека» сможет подогреть мотивацию более эффективно «сеять доброе, вечное»
Призыв к «передышке» можно рассматривать как своего рода ИГРУ для преподавателей.
ВО ВРЕМЯ ОТДЫХА ПРЕДЛАГАЮ ПОДУМАТЬ, КАК И ЧЕМУ УЧИТЬ ДАЛЬШЕ...............
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я не учитель по профессии, но много лет занимаюсь финансовым просвещением населения, в том числе школьников. По опыту работы со старшеклассниками, и как профессиональный финансовый консультант, вывела для себя самую востребованную и эффективную модель игрового занятия по обсуждаемой теме. Это — ролевая игра, но с обязательным и ярко-выраженным эмоционально-психологическим акцентом (например, детективным или юмористическим). Считаю, что любые формы игр хороши, но ролевая игра — это «королева».