Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 Система Orphus

Играть или не играть? Вот в чем вопрос!

автор: Admin-Alex

Кузнецова Е.В.
Игровые технологии в обучении финансовой грамотности и потребительским знаниям.
Дидактическая ролевая или имитационная игра является, по опыту обучения финансовым и потребительским знаниям, одним из основных методов активного обучения, т.к. представляет собой  упрощенную модель действительности и основывается на ситуациях, взятых из реальной жизни.
Игра, в этом случае предстает хотя и упрощенной, но целостной реальностью, которая в той или иной мере узнаваема всеми. В итоге участники получают опыт действий и общения, но самое важное, определенное понимание, которое, возможно никогда не возникло бы, если бы пришло через монолог учителя, а также и выработанное или измененное отношение — к чему-то или к себе.
Всякий раз, когда речь заходит о практико-ориентированном учебном курсе, в результате которого должны быть выработаны умения и навыки, роль  активных методов обучения, включая игровые технологии, трудно переоценить. Само определение игры, как «особой формы освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования» (Л.Ф.Обухова), показывает место игровых технологий в обучении финансовой грамотности.
Для процесса активного обучения в школе финансовой «грамоте» важно, чтобы игры были рассчитаны на 15-20 участников, укладывались по времени в 45 минут (1 урок) или 90 минут (2 урока), проводились одним преподавателем (возможны помощники из числа учащихся), не требовали излишне сложного реквизита и долгой подготовки.
Нельзя не упомянуть и то, что любая игровая технология включает в себя две важных части: непосредственно процесс игры и обсуждение ее. И без этой второй части игра, для большинства школьников, часто оказывается хотя и занимательной, но бессмысленной.
Как правило, с обсуждения игры можно выйти на начало планомерной и серьезной работы над темой. В финансовом  и потребительском образовании школьников можно использовать все виды обсуждения: эмоциональное, смысловое и «конструктивное».
Последнее  удается эффективно применить в сильных классах. Когда проанализированы все удачные и неудачные «ходы», высказаны все чувства и претензии игроков друг другу, обсуждены проблемы, поднятые в игре, тогда учащиеся могут высказать свои соображения по модификации игры.

+4
 
Добавить в избранное
 
комментариев:  17

Комментарии (17)

Admin-Alex, 27 января 2010, 00:23   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Коллеги, я очень рад, что одной из тем форума «ЭПОС-партнеры» заявлена именно эта — «Игровые технологии с финансовой тематикой». Поскольку практически вся моя профессиональная педагогическая деятельность связана с игровой практикой.
Я активно использую и мини-игры, рассчитанные на несколько человек и один урок, и длительные комплексные игры, в которых принимают участие сотни детей и педагогов, например, в условиях летнего лагеря отдыха.
Буду рад, если вы сможете поделиться своим опытом, а возможно проблемами, с которыми вы сталкиваетесь при разработке или использовании той или иной технологии.

ответить
kuznetsova, 21 марта 2010, 13:49   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Самое «больное» место в игровых технологиях — это нехватка времени на рефлексию. А без анализа — смыслового, эмоционального и т.д. все «повисает».
Только у очень опытного игротехника игра укладывается в предложенное время, а простой учитель, который берет сценарий игры, в лучшем случае, из журнала, понимает — до 80%, далее, в силу нехватки времени, реализует 50%, и не успевает ничего с детьми проанализировать, скорее всего не будет использовать игру на каждом занятии, а очень бы хотелось.

ответить
Pochemu4ka, 1 февраля 2010, 18:46   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Играть, однозначно! Дети так устают от монотонной учебной работы. Тот преподаватель, кто будет использовать игровые приемы на уроках получит уважение учеников и реальные знания, а не просто оценки.) 
ответить
Admin-Alex, 1 февраля 2010, 22:32   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Согласен, поскольку знаю это по двум десятилетиям игровой практики. В игре широчайший спектр возможностей даже для тех. кто совсем слабо ориентируется в изучаемой тематике, но в ходе игры возникает азарт и желание догнать, изучить, добиться и т.д. Проблема в том, что многие педагоги боятся игры — там просто класс не удержись, будут шуметь, двигаться, спорить… А дисциплина. которую до сих пор требуют администраторы… Есть и другие причины, по которым игра не очень активно приживается в школе. 
ответить
Nataly, 9 февраля 2010, 20:42   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Почему игровые технологии в предпринимательстве вызвали у Вас недоумение (по поводу дублирования)? Нам хотелось бы рассмотреть разные классы игр (имитационные, деловые, ролевые, компьютерные и т.д.) и их применение в предпринимательском и финансовом образовании. В данных направлениях прикладного экономического образования есть свои ньюансы в применении педагогических технологий. Понять специфику игровых технологий в каждом направлении — одна из задач данной темы форума. 
ответить
Admin-Alex, 9 февраля 2010, 22:02   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Целиком поддерживаю автора этой реплики — главное увидеть и почувствовать различие в играх, которые могут использоваться с разными целевыми установками. В игре важны именно ньюансы! Вот это нам и следует обсуждать и делиться опытом использования таких вариантов игр. 
ответить
kuznetsova, 21 марта 2010, 14:02   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Учитель, действительно, получит уважение учеников, но только в том случае, если сможет показать, что он готов на равных участвовать в игре. 
ответить
Admin-Alex, 21 марта 2010, 19:40   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Так в этом основная проблема! Разработок сегодня очень много, они прошли серьезную апробацию и готовы к использованию. Но увы… игра — это взаимодействие партнеров на равных. Но учителю это сложно, снять «погоны» и «подставить себя». а вдруг у него не получится? И что тогда? Авторитет потеряет? Думаю, что наоборот — повысит. Но для этого нужно рискнуть. попробовать… 
ответить
kuznetsova, 23 марта 2010, 08:46   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

Для этого нужно постоянно играть с учителями. Это должно стать основой методик повышения квалификации, курсов, семинаров, работ методобъединений и т.п.
Учитель " засыхает" и «бронзовеет» от того, что сам не попадает в, пусть даже   искусственно созданные, иные реальности.


ответить
Socrat, 28 марта 2010, 13:20   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Говорить о необходимости деловой игры вряд ли целесообразно, она давно и успешно используется в системе образования. Но чтобы в деловой игре были достигнуты поставленные учеб­ные цели, а ее ход естественно определялся действиями и реше­ниями участников, преподавателю следует:
— наблюдать за действиями участников игры, фиксировать все решения, учитывать время и взаимодействие отдельных групп и участников;
— анализировать решения и действия участников игры путем проведения соответствующих расчетов;
— оценивать промежуточные решения играющих;
— корректировать план проведения игры путем подготовки со­ответствующих вводных исходных данных.
Отдельные фрагменты и вся игра заканчиваются по мере дос­тижения соответствующих учебных целей. Но окончательное завершение игры требует подготовки заключи­тельных решений ее участников.
Анализ (разбор) деловой игры – даже более важное действие, чем сама игра. Все положения анализа необходимо основывать, прежде всего, на результатах числовых расчетов, а также примерах финансово-экономической практики.
Разбор начинается с напоминания общих целей игры; далее руководитель анализирует основные показатели, которые связаны с соответствующими решениями и действиями участников игры. Затем в хронологи­ческом порядке рассматриваются решения участников, вскры­ваются ошибки и показывается правильный порядок действий, исключающий допущенные ошибки в будущем.
В результате разбора главных положений у обучающихся дол­жно сложиться четкое представление о том, как им следовало действовать в конкретных условиях обстановки, созданной в деловой игре. Именно это «проживание» ситуации с возможностью ее анализа составляет педагогическую сущность любой деловой игры. Но увы, как правило, у преподавателя на это не хватает времени. И он допускает «роковую» ошибку – отказывается от «разбора полетов», практически сводит на нет главное – анализ ошибок и обсуждение путей их предотвращения в реальной практике.

ответить
Admin-Alex, 29 марта 2010, 15:55   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Согласен, что игра не ради игры. Важно, чтобы педагог вместе с участниками игры нашел время проанализировать ошибки и показать пути их профилактики. Но это для многих менее интересно (я про педагогов), поэтому им проще еще одну игру провести, благо дети за". Поэтому при подготовке игры важно всегда усиливать этот послеигровой период. 
ответить
Nataly, 29 марта 2010, 13:53   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Как избежать «роковой» ошибки? Нехватка времени, большая увлеченность самой игрой — это не оправдание того, что нет анализа ошибок. Это просто невладение игровой технологией. Значит мы плохо учим учителей, НЕ МОТИВИРУЕМ. В других темах мы уже обсуждаем эту проблему, как повысить мотивацию педагога к использованию продвинутых образовательных технологий: игровые технологии, использование тематических сайтов, тренинги. Высокая планка, которую мы ставим перед учителем иногда снижает его энтузиазм. Повторюсь, может все упростить: и технологии, и тематику, и требования к учителям, тогда все встанет на свои места, и все будут довольны. Путь, конечно, не очень перспективный, зато появится возможность вздохнуть, подумать, проанализировать. Коллеги -учителя, кто за ПЕРЕДЫШКУ  в экономическом образовании? 
ответить
kuznetsova, 31 марта 2010, 13:12   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Согласна, «планка» высока.
Согласна, что энтузиазм учителя зависит от внешнего " мира". Игровые технологии могут, в определенной степени, снять повышенную нагрузку от сложных «втолковываний», позволят увидеть ученика в ином свете и, возможно, это «новое лицо человека» сможет подогреть мотивацию более эффективно «сеять доброе, вечное»  
Призыв к «передышке» можно рассматривать как своего рода  ИГРУ для преподавателей.

ответить
Nataly, 29 марта 2010, 13:54   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

ВО ВРЕМЯ ОТДЫХА ПРЕДЛАГАЮ ПОДУМАТЬ, КАК И ЧЕМУ УЧИТЬ ДАЛЬШЕ...............


ответить
Admin-Alex, 29 марта 2010, 15:53   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
В каком смысле  -«за передышку»? Берем паузу на несколько лет? Или до начала нового учебного года? 
ответить
Svetlana_Bik, 1 апреля 2010, 12:15   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я не учитель по профессии, но много лет занимаюсь финансовым просвещением населения, в том числе школьников. По опыту работы со старшеклассниками, и как профессиональный финансовый консультант, вывела для себя самую востребованную и эффективную модель игрового занятия по обсуждаемой теме. Это — ролевая игра, но с обязательным и ярко-выраженным эмоционально-психологическим акцентом (например, детективным или юмористическим). Считаю, что любые формы игр хороши, но ролевая игра — это «королева».


ответить
Socrat, 8 апреля 2010, 13:24   Добавить в избранное   Ссылка на это сообщение
Коллега, принимаю вашу позицию, поскольку много лет занимаюсь игровыми технологями. Они эффективны при обучении не только детей, для которых мир игры — это естественная среда, и жаль, что она (игра) часто вообще отсутствует в процессе обучения школьников. Игра не менее интересна и взрослым обучающимся. Через игру они гораздо проще и быстрее осваивают многие профессиональные навыки или овладевают компентциями. Пробема в том, что игра трудозатратна — при подготове, при проведении да еще и при анализе ее результатов требуется значительно больше виемени, чем при проведении обычного урока и тем более лекции. Отчитал и свобожен, а с игрой так не получается. 
ответить
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии и отправлять работы.