Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 Система Orphus

Материалы обсуждения доклада

автор: Admin-Alex

Калинина Н.Н.
Вступительное слово

Постоянно действующий научный семинар «Инновационное образование для инновационной экономики» это важная составляющая формирования новых смежных отраслей знаний, практическое значение которых в педагогической науке очень велико.
Становление эффективной национальной система  экономического образования, где в качестве первичного звена выступает школа, является  продолжением традиций  коммерческого образования в России и актуальной задачей современного общего среднего образования.
В конце XIX — начале XX века в России сложилась целостная система коммерческого (экономического) образования, в которой достойное место занимали общества поддержки развития коммерческого образования. Они возникали во многом благодаря объединению инициативы со стороны педагогической и научной экономической общественности, деловых кругов и государственных структур. Проявлением этой общественной инициативы стало развитие общественно-педагогического движения в поддержку коммерческого образования.
Благодаря общественной инициативы  в продвижении коммерческих знаний была создана современная  для того времени база образовательно-воспитательного процесса, отвечавшая педагогическим идеалам эпохи.
ПДНС  «Инновационное образование для инновационной экономики» — это возможность для педагогов и экономистов сформировать общее методическое и информационное пространство, необходимого для продуктивного взаимодействия всех сторон, заинтересованных в поддержке поступательного движения в области экономического образования.


Калинина Н.Н.
Перспективы экономической педагогики (Выступление оппонента — кратко)

1. Создание новой предметной области,  экономической педагогики — это инновационный процесс, определяемый новыми образовательным полем и технологиями работы.
2. Субъектами этого инновационного процесса выступают педагоги и экономисты, представители бизнес-сообщества, заинтересованные в высоком качестве экономической подготовки молодежи, специалистов и формировании их экономической культуры.
3. Экономическая педагогика  — это педагогика для экономики, это средство обучения людей теории и практике ведения экономической деятельности (в профессии и быту),  «правилам» работы с экономической информацией, возможность осознания ценности экономических знаний.
4. При проектировании комплексных инноваций в экономическом образовании необходимо обеспечить единство технологических инноваций (новых образовательных технологий), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм), экономических инноваций (новых экономических механизмов  в системе образования), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм).
План проведения сессий ПНДС
1-я сессия «Предметная область — экономическая педагогика» ( ноябрь 2009 год).
2-я сессия «Экономическая педагогика» — перспективы развития (интернет-сессия, январь 2010 год).
3-я сессия «Междисциплинарные направления в педагогике и экономике» (февраль — март 2010 год).
4-я сессия «Предпринимательская педагогика – обучение через предпринимательство» ( апрель-май 2010 год).
5-я сессия «Экономические знания: рыночный аспект» (июнь 2010 год).
Приоритетные направлении постоянно действующего научного семинар «Инновационное образование для инновационной экономики» на 2009-2012г.г.
— Экономические компетенции: сущность, структура и место в системе ключевых компетенций,
— Экономическое воспитание школьников,
— Экономические знания: рыночный аспект,
— Педагогика рынка: междисциплинарное изучение педагогических условий экономической социализации,
— Предпринимательская подготовка обучающихся: система, технологии, формы и методы.


Прутченков А.С.
О взаимосвязи и взаимодействии педагоги и экономики (Тезисы для размышлений)

Прежде всего, в рамках дальнейшего обсуждения данной проблематики предлагаю  усилить взаимосвязь экономики и педагогики. Но сточки зрения влияния педагогики на экономику, экономическое сознание и поведение граждан, воспользовавшихся предлагаемыми образовательными услугами. Важно понимать и учитывать, что рыночная экономика, ее механизмы и институты «заставляют» человека  считаться с экономическими реалиями, какие бы объяснения или рекомендации он не получал в системе образования.  Например, безработица очень быстро «исправляет» юношеский максимализм и неадекватную самооценку, которую часто поддерживают педагоги в своих «звездных» учениках.
Во-вторых, при рассмотрении этой тематики очень важно найти некий баланс между «человеком» и «экономикой». Все таки человек не должен быть «рабом» объективной экономической реальности, хотя понимать и учитывать ее, безусловно, необходимо. У каждого участника экономических отношений есть и должно быть право выбора, прежде всего, на основе качественного образования, полученного в различные периоды его жизни. Мне кажется, что это не востребовано «сознательно», так как «раб» – очень полезен в экономике, правда, это было в основном в прошлом веке.  Если ориентироваться на инновационную экономику, «рабы» должны быть «освобождены», прежде всего, за счет качественного образования.  Следовательно, роль и значение педагогики многократно возрастает.
В-третьих, сама экономика (страны, предприятия, семьи) вправе рассчитывать на большую отдачу, ренальный экономический и социальный эффекты от получаемого человеком образования, то есть необходимо четко фиксировать прямую (до определенной степени, разумеется) взаимосвязь  между образованием и развитием экономики. Если этого нельзя зафиксировать или фиксируем только негатив, то естественно возникает вопрос о целесообразности выделения бюджетных средств на развитие системы образования, по крайней мере, в том виде, в котором она функционирует. На это нас ориентирует новый национальный тренд «Инновационная экономика через инновационное образование». И это важно не только понять, принять политическое решение или нормативно обеспечить реализацию данного тренда, главное – качественно иное содержание и эффективные технологии, качественно иные преподаватели и соответствующие условия.
В-четвертых, опыт системного изучения взаимоотношений экономики и психологии (а не педагогики) уже есть, например, работа Б.А. Райзберга «Психологическая экономика». – М.: Инфра-М, 2005 – 432 с.,  где автор буквально на первых страницах подчеркивает, что «экономическая психология рассматривает, каким образом экономика влияет на психологию, а психологическая экономика рассматривает воздействие психологии на экономику» (с. 7). Наша задача заключается в том, чтобы также четко развести объект и предмет изучения экономической педагогики и педагогической экономики. Хотя понятно. что для этого потребуется не один год серьезной и системной работы, в том числе в рамках данного семинара.
Что касается низкой оценки  или отсутствия должного внимания к педагогике со стороны экономистов, то это во многом объясняется состоянием самой науки «Педагогика», где до сих пор научный аппарат зачастую размыт и не четок, исследования поверхностные и описательные без системных длительных исследований. Отчасти это объясняется тем/. что педагогика имеет дело с быстро растущим «объектом» — ребенком, который стремительно растет, несмотря на необходимость изучить его. в  том числе в качестве субъекта экономических отношений.
В качестве практических выводов предлагает расширить круг участников нашего семинара за счет приглашенных аспирантов как экономических, так и педагогических специальностей. Такой союз будет очень продуктивным для решения целей. которые мы ставим, начиная работу семинара.
 
С.Е.Урванцева. Тезисы выступления
Прежде всего, необходимо поблагодарить докладчика за актуальность и своевременность рассматриваемой проблемы.
Предлагаю обратить внимание на реальные процессы, которые требуют новых научно-педагогических проработок.
Во-первых, внимание современных ученых и практиков сосредоточивается на поиске новых возможностей образовательной  системы, как средней, так и высшей школы. Требуются принципиально новые методологические ориентиры, связывающие сферу образования и профессиональную деятельность, теорию и практику. На наш взгляд, системообразующей основой для развития образования может стать целенаправленное формирование системного мышления и навыков принятия и реализации решений, а система в целом будет обновляться с учетом практико-ориентированного направления. Является очевидным, что развитие школьного экономического образования как части общего среднего образования невозможно рассматривать изолированно от образования в целом. Сегодня в нашей стране мало кого нужно убеждать в значимости социально-экономических знаний для качественной жизнедеятельности человека. Экономика стала одной из важных сфер школьных знаний, которая необходима для решения задач социализации и подготовки молодого человека как полноправного члена общества. Переход к использованию практико-ориентированной парадигмы становится стратегическим направлением развития школьного экономического образования.
Как известно, подготовка преподавателей (учителей) экономики осуществляется ограниченно – как дополнительная квалификация в вузах. Новый процесс заключается в том, что в России вводится двухуровневое высшее образование (баклавриат-магистратура), в рамках которого осуществляется также подготовка преподавателей экономических курсов для школ и вузов (направление «Социально-экономическое образование. Профиль – экономика»). Это также требует новых педагогических подходов и решений.
Данные примеры приведены в подтверждение актуальности рассмотрения педагогических вопросов в сфере экономического образования.
+1
 
Добавить в избранное
 
комментировать

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии и отправлять работы.