Общероссийский информационно-образовательный портал «5Ц»

на главную
 

Коллега, принимаю вашу позицию, поскольку много лет занимаюсь игровыми технологями. Они эффективны при обучении не только детей, для которых мир игры — это естественная среда, и жаль, что она (игра) часто вообще отсутствует в процессе обучения школьников. Игра не менее интересна и взрослым обучающимся. Через игру они гораздо проще и быстрее осваивают многие профессиональные навыки или овладевают компентциями. Пробема в том, что игра трудозатратна — при подготове, при проведении да еще и при анализе ее результатов требуется значительно больше виемени, чем при проведении обычного урока и тем более лекции. Отчитал и свобожен, а с игрой так не получается.
Мне очень понравился образ «Кабачок на грядке»! Спасибо за идею. Именно такими образами  и нужно пользоваться при общении с педагогами (да и детьми), может быть тогда поймем, что время меняться пришло, жить в своем огороде, конечно, приятнее и привычнее, но увы… погода меняется и кабачку придется (по Дарвину) или изменяться, или исчезнуть. Выбор пока есть, но времени все меньше. И еще одно — почти трагичное — если бы речь шла только о личной судьбе армии педагогов, как они пусть сами и решают свою судьбу. Но… мы не имеем права тянуть за собой детей, поскольку учим их только тому, что сами умеем, а про Дарвина забыли…
Да, но… при наличии целого ряда условий, первым из которых является подготовленный тренер, который готов и умеет брать на себя ответственность за ход и результаты тренинга. Это не простое занятие, где люди знакомятся с некой абстрактной информацией. Тренинг предполает, прежде всего, личностное влючение участников. А это уже совсем другое дело — человеку иногда становится очень неуютно во время тренинга, когда он понимает, что главная причина всех его проблем — он сам, а не окружающие, как он раньше думал.
Согласен с вами, что личная финансовая ответственность начинается с «именно со знакомства с финансовым сектором». Наверное это синонимы — «ответственный» — «знающий». Человек, который перекладывает ответственность за все свои ошибки на других, довольно типичное явление для России, но простыми призывами и словами ситуацию не изменить, обучать нужно, давать возможность максимально быстро знакомиться с нужной информацией.
А заказы сегодня нужно самим формировать, а не ждать, когда придут и попросят. Тем более, что многие не представляют, что они хотят и в чем нуждаются их ученики. Показывать «товар лицом». Понимаю, что это сложно, затратно и не всегда окупается, но это тоже своего рода предпринимательство. Есть определенный риск и нет гараннтий, что «твой товар» купят. Понимаю, что это проблема большиства современных ИПК и аналогичных контор, которые привыкли жить с «государственным заказом». Времена меняются, нужно менять и технологии презентации своих услуг.
Для общего образования — возросший интерес в данной тематике — лучший результат. Все что может сделть современная школа — показать, заинтересованть, сориентировать ребенка. А если еще получится организовать и провести несколько реальных социальных преактики с выходом в жизнь, в том числе в предпринимательские стуктуры, то результат будет более ральным.  Что же касается самих предпринимательских компетенций — они нужны практичеки всем и во всех областях жизни. Давайте смотреть на предпринимательтство шире, а не только как на сферу зарабатывания средств к существованию.
Я думаю, что потребуется довольно много времени, прежде всем в сознании большинства граждан сочетание предприниматльство и нравственность смогут встать рядом, а не быть противоположными по содержанию понятиями. Такое смысловое противопоставление — это основная прична, по которой очень много людей до сих пор боятся стать предпринителем. Понимаю, что много и других причин, включая правовые и экономические. Но если предположить, что проблемы с нормами права и даже мздоимством решены, то все равноя не уверен, что граждане ринутся в ряды предпринимателей. Общественное мнение до сих пор активно против. Хорошо, хоть постепенно это слово перестает быть ругательством. И это маленький шаг в верном направлении. Без объединения нравственности и предприниимчивости мы по-прежнему будем только сырьевым придатком мировых держав.
Хотелось бы узнать, кто принял участие в Акции «Час Земли — 2010?» И еще — а какие меры итакого же плана можно еще придумать и предложить нашим школьникам? Что может быть им интересно? И главное — даст тот самый ресурсосберегающий эффект. Поделитесь идеями!
Говорить о необходимости деловой игры вряд ли целесообразно, она давно и успешно используется в системе образования. Но чтобы в деловой игре были достигнуты поставленные учеб­ные цели, а ее ход естественно определялся действиями и реше­ниями участников, преподавателю следует:
— наблюдать за действиями участников игры, фиксировать все решения, учитывать время и взаимодействие отдельных групп и участников;
— анализировать решения и действия участников игры путем проведения соответствующих расчетов;
— оценивать промежуточные решения играющих;
— корректировать план проведения игры путем подготовки со­ответствующих вводных исходных данных.
Отдельные фрагменты и вся игра заканчиваются по мере дос­тижения соответствующих учебных целей. Но окончательное завершение игры требует подготовки заключи­тельных решений ее участников.
Анализ (разбор) деловой игры – даже более важное действие, чем сама игра. Все положения анализа необходимо основывать, прежде всего, на результатах числовых расчетов, а также примерах финансово-экономической практики.
Разбор начинается с напоминания общих целей игры; далее руководитель анализирует основные показатели, которые связаны с соответствующими решениями и действиями участников игры. Затем в хронологи­ческом порядке рассматриваются решения участников, вскры­ваются ошибки и показывается правильный порядок действий, исключающий допущенные ошибки в будущем.
В результате разбора главных положений у обучающихся дол­жно сложиться четкое представление о том, как им следовало действовать в конкретных условиях обстановки, созданной в деловой игре. Именно это «проживание» ситуации с возможностью ее анализа составляет педагогическую сущность любой деловой игры. Но увы, как правило, у преподавателя на это не хватает времени. И он допускает «роковую» ошибку – отказывается от «разбора полетов», практически сводит на нет главное – анализ ошибок и обсуждение путей их предотвращения в реальной практике.
Коллеги, обращаю ваше внимание на важный аспект — сетевые технологии могут включать интернет-технологии, но они не исчерпываются этим. Интернет-сети это, действительно, только техническая сторона, которая помогает, облегчает, ускоряет процессы внутри сети. Но задача заключается в том, чтобы были созданы не технические сети, а именно социально содержательные, позволяющие людям решать свои проблемы, в том числе и образовательные. Почему так популярны социальные сети типа «Одноклассники», «Вконтакте» — они отвечают интересам, удовлетовряют потребности в общении участников этих сетей. А вот создать такую сеть в наших общих целях — повышения уровня финансовой грамотности школьниеков и педагогов чрезвычайно сложно. Но необходимо!
Понимаю, что для вовлечения учителей и учеников в рабоу с тематическим сайтами, нужно в перую очередь думать о том, что они там найдут, чем тот или иной тематический сайт может быть более конкурентно способен по сравнению с репетитором или СД-диском с нужной программой. Ответ очевиден, но трудно выполним — своей актуальной информацией, которая может обновляться практически каждый час, я уже не говорю, каждый день. Именно это качество — чрезвычайная оперативность.
И второе — возможность такого же активного и оперативного общения с аудиторией. Сайт не должен быть просто визитной карточкой или интернет-магазином, хотя такие сайты есть и будут. Но они решают совсем другие задачи! Сложность заключается в том. что нужны средства для поддержания такого сайта. Если их нет, сайт обречен на «прозябание».
Отвечая на вопрос Nataly, попробую дать определение. Социально-психологический тренинг (СПТ) — это форма специально организо­ванного общения, психологическое воздействие которого основано на ак­тив­ных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее реша­ются вопросы развития личности, успешно формируются коммуни­катив­ные умения, совершенствуются лидерские качества и т.д. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформи­рованные ранее социально-психологические стереотипы и решать свои личностные проблемы.
Участники СПТ во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня современного работника.
Причем это относится не только к таким профессиям, как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог или социальный работник, где требуется уже специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен, взаи­мо­действует с людьми (коллеги, клиенты и т.п.).
Одно из основных достоинств тренинга в том, что во время занятий человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Как правило, он пользуется полным доверием группы и самое главное — не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения другим. В группе создаются условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.
Работая в тренинговой группе, участник может активно экспе­римен­тировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совер­шенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личностную защищенность. С этой точки зрения, тренинг следует рассматривать как целенаправленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизни в обществе.
Есть более развернутые определения инноваций. Например, инновация (нововведение) – это результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного: продукта, внедренного на рынке, технологического процесса, используемого в практической деятельности, организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.
Источник — В. И. Винокуров, Центр исследований и статистики науки (ЦИСН) Минобрнауки России и РАН, Инновации, № 4, стр. 6-22 от 30.05.05 – http://www.logistics.ru/9/4/i20_27377p2.htm

Или «Инновация (инновационный продукт) – это результат: А) инновационной деятельности, получивший воплощение в виде: нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно-экономической формы, Б) обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, В) обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду.
Источник — Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».
Таких определений можно найти еще не мало. Главное – как это можно и нужно адаптировать к системе образования, в том числе финансового. Без такой предварительной договоренности сложно двигаться дальше.
Игра является весьма эффективной технологией, которую целесообразно использовать в экономическом образовании и воспитании школьников. Сразу подчеркнем, что в деловой  и ролевой игре принципиальным является обязательное наличие модели управляющей системы. При разработке игры важно уделяется основное внимание имен­но управ­ленческим аспектам деятельности.
Эффективность труда руко­во­дителя любого ранга в большей степени зависит от умения руководить людьми, чем решать профессиональные задачи. Соотношение между двумя этими сторонами дея­тельности составляет 2: 1. До 40% всех вопросов, решае­мых руководителем, относится к управлению коллекти­вом, а эффективность его работы в среднем на три чет­верти зависит от способности взаимодействовать с дру­гими людьми. Американские специалисты выделяют во­семь основных групп качеств специалиста, составляю­щих мастерство управления:
— умение формально и неформально общаться и эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;
— умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;
— умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать;
— умение получать и обрабатывать нужную информа­цию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;
— умение принимать решения в неопределенных ситуа­циях
— умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;
— умение проявлять деловые качества предпринима­теля: ставить перспективные цели, использовать благо­приятные возможности, вовремя изменять организаци­онную структуру предприятия;
— умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.
Именно эти умения и должны лежать в основе и разработки и проведению игры, которая используется в предпринимательском образовании.
При более тщательном рассмотрении кейс-метода возникают определенные вопросы, которые необходимо прояснить, чтобы выявить его сущность, в том числе:
1. Что входит в метод кейсов, включает ли сам по себе метод кейсов использование других активных методов?
Одни специалисты полагают, что метод кейсов включает все активные методы обучения («мозговой штурм», «дискуссия», «деловая игра» и т.д.). Другие убеждены, что нужно метод кейсов отделить от других активных методов, поскольку он является полностью самостоятельным, имеет свою четко выраженную специфику;
2. Какова цель профессионально разработанного кейса?
Сделать из обучающегося человека «лицо, принимающее ответственные решения», то есть умеющего анализировать деловую ситуацию по отрабо­танной схеме, вырабатывать конкретные решения, затем, используя свой багаж теоре­тических знаний, реализовывать данное решение в реальной жизненной ситуации. В этом случае эффек­тивность обучения максимальна, и обучающий получает, как правило,  достаточно высокий результат. Следовательно, кейс в первую очередь направлен на формирование у слушателей управленческого мировоззрения, он требует достаточно широких знаний, обучающемуся необходимо восстановить все, что имеет отношение к описанной проблеме, и использовать свои теоретические знания в реальной практике, пусть даже «воображаемой».
3. Предполагает ли метод кейсов особый стиль обучения?
Речь идет о роли преподавателя — насколько последний должен вмешиваться в процесс обучения? Большинство специалистов высказываются за активное участие преподавателя в работе студентов, и в этом смысле метод кейсов не очень отличается от известных методов активного обучения (ролевые игры, деловые ситуации). Но нам представляется, что роль преподавателя должно быть минимальной, он – «дирижер», консультант;
4. Какое минимальное количество кейсов оптимально?
В принципе многие специалисты согласны с тем, что эффект от кейс-метода достигается только тогда, когда число кейсов достаточно велико, но конкретное число при этом, как правило, не указывается. В принципе допускается ситуация, когда метод кейсов используется на всех занятиях изучаемого учебного курса. Оптимальное сочетание числа кейсов должно дать синергический эффект, который может отчетливо проявиться, например, при подготовке и защите дипломных работ.
Абсолютно согласен с автором ANAbramov, в том, что «многое зависит от учителя. Можно и с новейшими технологиями не «достучаться» до детей. А можно, пользуясь только обычной доской и мелом, создать рабочую атмосферу и вызвать интерес и желание продолжить изучение предмета самостоятельно». ?
Повальное увлечение педагогическими инновациями, к сожалению, приводит доволдьно часто к обратному педагогическому эффекту. Все силы учителя уходят на разработку и оформление «инновации», а на ребенка часто просто не остается ни сил, ни времени. Может быть требования к каждому учителю во что бы то ни стало «внедрять инновации» пора пересмотреть, это уже становится болезнью. От школы и учителя требуют обязательных инноваций. А если  замечательно работает традиционная педагогическая технология, зачем ее менять? Для школы и образования одниково опасны и «педагогический консерватизм» и «педагогический экстремизм». Я «за» оптимальное сочетание!
Согласен, что нравственное воспитание с помощью предпринимательской деятельности вполне реально, но при соблюдении ряда условий, например, прежде всего, при серьезной и системной работе государства по поднятию престижа предпринимательства. Если не изменится отношение общества к предпринимателю как основе развития экономики и благополучия граждан, предпринимательство будет восприниматься как «неприличная» деятельность, практически не совместимая с нравственностью. Сколько еще людей предпочитает ничего не делать для обеспечения своего благополучия, «оставаться» нравственными, вместо того, чтобы заняться какой-либо деятельностью на свой страх и риск. Такое «нравственное безделье», с моей точки зрения, еще более безнравственно, чем предпринимательство.