Коллега, принимаю вашу позицию, поскольку много лет занимаюсь игровыми технологями. Они эффективны при обучении не только детей, для которых мир игры — это естественная среда, и жаль, что она (игра) часто вообще отсутствует в процессе обучения школьников. Игра не менее интересна и взрослым обучающимся. Через игру они гораздо проще и быстрее осваивают многие профессиональные навыки или овладевают компентциями. Пробема в том, что игра трудозатратна — при подготове, при проведении да еще и при анализе ее результатов требуется значительно больше виемени, чем при проведении обычного урока и тем более лекции. Отчитал и свобожен, а с игрой так не получается.
Мне очень понравился образ «Кабачок на грядке»! Спасибо за идею. Именно такими образами и нужно пользоваться при общении с педагогами (да и детьми), может быть тогда поймем, что время меняться пришло, жить в своем огороде, конечно, приятнее и привычнее, но увы… погода меняется и кабачку придется (по Дарвину) или изменяться, или исчезнуть. Выбор пока есть, но времени все меньше. И еще одно — почти трагичное — если бы речь шла только о личной судьбе армии педагогов, как они пусть сами и решают свою судьбу. Но… мы не имеем права тянуть за собой детей, поскольку учим их только тому, что сами умеем, а про Дарвина забыли…
Да, но… при наличии целого ряда условий, первым из которых является подготовленный тренер, который готов и умеет брать на себя ответственность за ход и результаты тренинга. Это не простое занятие, где люди знакомятся с некой абстрактной информацией. Тренинг предполает, прежде всего, личностное влючение участников. А это уже совсем другое дело — человеку иногда становится очень неуютно во время тренинга, когда он понимает, что главная причина всех его проблем — он сам, а не окружающие, как он раньше думал.
Согласен с вами, что личная финансовая ответственность начинается с «именно со знакомства с финансовым сектором». Наверное это синонимы — «ответственный» — «знающий». Человек, который перекладывает ответственность за все свои ошибки на других, довольно типичное явление для России, но простыми призывами и словами ситуацию не изменить, обучать нужно, давать возможность максимально быстро знакомиться с нужной информацией.
А заказы сегодня нужно самим формировать, а не ждать, когда придут и попросят. Тем более, что многие не представляют, что они хотят и в чем нуждаются их ученики. Показывать «товар лицом». Понимаю, что это сложно, затратно и не всегда окупается, но это тоже своего рода предпринимательство. Есть определенный риск и нет гараннтий, что «твой товар» купят. Понимаю, что это проблема большиства современных ИПК и аналогичных контор, которые привыкли жить с «государственным заказом». Времена меняются, нужно менять и технологии презентации своих услуг.
Для общего образования — возросший интерес в данной тематике — лучший результат. Все что может сделть современная школа — показать, заинтересованть, сориентировать ребенка. А если еще получится организовать и провести несколько реальных социальных преактики с выходом в жизнь, в том числе в предпринимательские стуктуры, то результат будет более ральным. Что же касается самих предпринимательских компетенций — они нужны практичеки всем и во всех областях жизни. Давайте смотреть на предпринимательтство шире, а не только как на сферу зарабатывания средств к существованию.
Я думаю, что потребуется довольно много времени, прежде всем в сознании большинства граждан сочетание предприниматльство и нравственность смогут встать рядом, а не быть противоположными по содержанию понятиями. Такое смысловое противопоставление — это основная прична, по которой очень много людей до сих пор боятся стать предпринителем. Понимаю, что много и других причин, включая правовые и экономические. Но если предположить, что проблемы с нормами права и даже мздоимством решены, то все равноя не уверен, что граждане ринутся в ряды предпринимателей. Общественное мнение до сих пор активно против. Хорошо, хоть постепенно это слово перестает быть ругательством. И это маленький шаг в верном направлении. Без объединения нравственности и предприниимчивости мы по-прежнему будем только сырьевым придатком мировых держав.
Хотелось бы узнать, кто принял участие в Акции «Час Земли — 2010?» И еще — а какие меры итакого же плана можно еще придумать и предложить нашим школьникам? Что может быть им интересно? И главное — даст тот самый ресурсосберегающий эффект. Поделитесь идеями!
Говорить о необходимости деловой игры вряд ли целесообразно, она давно и успешно используется в системе образования. Но чтобы в деловой игре были достигнуты поставленные учебные цели, а ее ход естественно определялся действиями и решениями участников, преподавателю следует:
— наблюдать за действиями участников игры, фиксировать все решения, учитывать время и взаимодействие отдельных групп и участников;
— анализировать решения и действия участников игры путем проведения соответствующих расчетов;
— оценивать промежуточные решения играющих;
— корректировать план проведения игры путем подготовки соответствующих вводных исходных данных.
Отдельные фрагменты и вся игра заканчиваются по мере достижения соответствующих учебных целей. Но окончательное завершение игры требует подготовки заключительных решений ее участников.
Анализ (разбор) деловой игры – даже более важное действие, чем сама игра. Все положения анализа необходимо основывать, прежде всего, на результатах числовых расчетов, а также примерах финансово-экономической практики.
Разбор начинается с напоминания общих целей игры; далее руководитель анализирует основные показатели, которые связаны с соответствующими решениями и действиями участников игры. Затем в хронологическом порядке рассматриваются решения участников, вскрываются ошибки и показывается правильный порядок действий, исключающий допущенные ошибки в будущем.
В результате разбора главных положений у обучающихся должно сложиться четкое представление о том, как им следовало действовать в конкретных условиях обстановки, созданной в деловой игре. Именно это «проживание» ситуации с возможностью ее анализа составляет педагогическую сущность любой деловой игры. Но увы, как правило, у преподавателя на это не хватает времени. И он допускает «роковую» ошибку – отказывается от «разбора полетов», практически сводит на нет главное – анализ ошибок и обсуждение путей их предотвращения в реальной практике.
Коллеги, обращаю ваше внимание на важный аспект — сетевые технологии могут включать интернет-технологии, но они не исчерпываются этим. Интернет-сети это, действительно, только техническая сторона, которая помогает, облегчает, ускоряет процессы внутри сети. Но задача заключается в том, чтобы были созданы не технические сети, а именно социально содержательные, позволяющие людям решать свои проблемы, в том числе и образовательные. Почему так популярны социальные сети типа «Одноклассники», «Вконтакте» — они отвечают интересам, удовлетовряют потребности в общении участников этих сетей. А вот создать такую сеть в наших общих целях — повышения уровня финансовой грамотности школьниеков и педагогов чрезвычайно сложно. Но необходимо!
Понимаю, что для вовлечения учителей и учеников в рабоу с тематическим сайтами, нужно в перую очередь думать о том, что они там найдут, чем тот или иной тематический сайт может быть более конкурентно способен по сравнению с репетитором или СД-диском с нужной программой. Ответ очевиден, но трудно выполним — своей актуальной информацией, которая может обновляться практически каждый час, я уже не говорю, каждый день. Именно это качество — чрезвычайная оперативность.
И второе — возможность такого же активного и оперативного общения с аудиторией. Сайт не должен быть просто визитной карточкой или интернет-магазином, хотя такие сайты есть и будут. Но они решают совсем другие задачи! Сложность заключается в том. что нужны средства для поддержания такого сайта. Если их нет, сайт обречен на «прозябание».
Отвечая на вопрос Nataly, попробую дать определение. Социально-психологический тренинг (СПТ) — это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные умения, совершенствуются лидерские качества и т.д. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее социально-психологические стереотипы и решать свои личностные проблемы.
Участники СПТ во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня современного работника.
Причем это относится не только к таким профессиям, как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог или социальный работник, где требуется уже специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен, взаимодействует с людьми (коллеги, клиенты и т.п.).
Одно из основных достоинств тренинга в том, что во время занятий человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Как правило, он пользуется полным доверием группы и самое главное — не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения другим. В группе создаются условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.
Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личностную защищенность. С этой точки зрения, тренинг следует рассматривать как целенаправленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизни в обществе.
Есть более развернутые определения инноваций. Например, инновация (нововведение) – это результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного: продукта, внедренного на рынке, технологического процесса, используемого в практической деятельности, организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.
Источник — В. И. Винокуров, Центр исследований и статистики науки (ЦИСН) Минобрнауки России и РАН, Инновации, № 4, стр. 6-22 от 30.05.05 – http://www.logistics.ru/9/4/i20_27377p2.htm
Или «Инновация (инновационный продукт) – это результат: А) инновационной деятельности, получивший воплощение в виде: нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно-экономической формы, Б) обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, В) обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду.
Источник — Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».
Таких определений можно найти еще не мало. Главное – как это можно и нужно адаптировать к системе образования, в том числе финансового. Без такой предварительной договоренности сложно двигаться дальше.
Игра является весьма эффективной технологией, которую целесообразно использовать в экономическом образовании и воспитании школьников. Сразу подчеркнем, что в деловой и ролевой игре принципиальным является обязательное наличие модели управляющей системы. При разработке игры важно уделяется основное внимание именно управленческим аспектам деятельности.
Эффективность труда руководителя любого ранга в большей степени зависит от умения руководить людьми, чем решать профессиональные задачи. Соотношение между двумя этими сторонами деятельности составляет 2: 1. До 40% всех вопросов, решаемых руководителем, относится к управлению коллективом, а эффективность его работы в среднем на три четверти зависит от способности взаимодействовать с другими людьми. Американские специалисты выделяют восемь основных групп качеств специалиста, составляющих мастерство управления:
— умение формально и неформально общаться и эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;
— умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;
— умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать;
— умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;
— умение принимать решения в неопределенных ситуациях
— умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;
— умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия;
— умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.
Именно эти умения и должны лежать в основе и разработки и проведению игры, которая используется в предпринимательском образовании.
При более тщательном рассмотрении кейс-метода возникают определенные вопросы, которые необходимо прояснить, чтобы выявить его сущность, в том числе:
1. Что входит в метод кейсов, включает ли сам по себе метод кейсов использование других активных методов?
Одни специалисты полагают, что метод кейсов включает все активные методы обучения («мозговой штурм», «дискуссия», «деловая игра» и т.д.). Другие убеждены, что нужно метод кейсов отделить от других активных методов, поскольку он является полностью самостоятельным, имеет свою четко выраженную специфику;
2. Какова цель профессионально разработанного кейса?
Сделать из обучающегося человека «лицо, принимающее ответственные решения», то есть умеющего анализировать деловую ситуацию по отработанной схеме, вырабатывать конкретные решения, затем, используя свой багаж теоретических знаний, реализовывать данное решение в реальной жизненной ситуации. В этом случае эффективность обучения максимальна, и обучающий получает, как правило, достаточно высокий результат. Следовательно, кейс в первую очередь направлен на формирование у слушателей управленческого мировоззрения, он требует достаточно широких знаний, обучающемуся необходимо восстановить все, что имеет отношение к описанной проблеме, и использовать свои теоретические знания в реальной практике, пусть даже «воображаемой».
3. Предполагает ли метод кейсов особый стиль обучения?
Речь идет о роли преподавателя — насколько последний должен вмешиваться в процесс обучения? Большинство специалистов высказываются за активное участие преподавателя в работе студентов, и в этом смысле метод кейсов не очень отличается от известных методов активного обучения (ролевые игры, деловые ситуации). Но нам представляется, что роль преподавателя должно быть минимальной, он – «дирижер», консультант;
4. Какое минимальное количество кейсов оптимально?
В принципе многие специалисты согласны с тем, что эффект от кейс-метода достигается только тогда, когда число кейсов достаточно велико, но конкретное число при этом, как правило, не указывается. В принципе допускается ситуация, когда метод кейсов используется на всех занятиях изучаемого учебного курса. Оптимальное сочетание числа кейсов должно дать синергический эффект, который может отчетливо проявиться, например, при подготовке и защите дипломных работ.
Абсолютно согласен с автором ANAbramov, в том, что «многое зависит от учителя. Можно и с новейшими технологиями не «достучаться» до детей. А можно, пользуясь только обычной доской и мелом, создать рабочую атмосферу и вызвать интерес и желание продолжить изучение предмета самостоятельно». ?
Повальное увлечение педагогическими инновациями, к сожалению, приводит доволдьно часто к обратному педагогическому эффекту. Все силы учителя уходят на разработку и оформление «инновации», а на ребенка часто просто не остается ни сил, ни времени. Может быть требования к каждому учителю во что бы то ни стало «внедрять инновации» пора пересмотреть, это уже становится болезнью. От школы и учителя требуют обязательных инноваций. А если замечательно работает традиционная педагогическая технология, зачем ее менять? Для школы и образования одниково опасны и «педагогический консерватизм» и «педагогический экстремизм». Я «за» оптимальное сочетание!
Согласен, что нравственное воспитание с помощью предпринимательской деятельности вполне реально, но при соблюдении ряда условий, например, прежде всего, при серьезной и системной работе государства по поднятию престижа предпринимательства. Если не изменится отношение общества к предпринимателю как основе развития экономики и благополучия граждан, предпринимательство будет восприниматься как «неприличная» деятельность, практически не совместимая с нравственностью. Сколько еще людей предпочитает ничего не делать для обеспечения своего благополучия, «оставаться» нравственными, вместо того, чтобы заняться какой-либо деятельностью на свой страх и риск. Такое «нравственное безделье», с моей точки зрения, еще более безнравственно, чем предпринимательство.