Одной из основных технологий, используемых в деятельности ученического (студенческого) самоуправления, является добровольчество. Предлагаем вам поделиться описанием опыта добровольческой (волонтерской) деятельности с акцентом на полученные вашего ученического или студенческого самоуправления.
При этом важно учитывать, что добровольцы, это школьники и студенты, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах других людей.
В этой теме предлагаем обсудить опыт реализации совместных программ или проектов, которые ученическое или студенческое самоуправление осуществляет вместе с различными социальными партнерами.
При этом основной акцент необходимо сделать на конкретных результатах данного партнерства и вклад именно вашего ученического или студенческого самоуправления, а не всего образовательного учреждения, его директора или всей общественной организации в общие успехи.
Предлагаем обсудить вопросы и проблемы участия представителей органов ученического и студенческого самоуправления в деятельности управляющего совета и других органов управления образовательным учреждением или общественной организации.
При этом основной акцент необходимо сделать на описании предложений вашего самоуправления, которые были приняты советом образовательного учреждения или организации уже реализованы или находятся в процессе реализации, а также на тех трудностях, с которыми вам приходится сталкиваться в этой деятельности. А если есть опыт положительного взаимодействия, то обязательно напишите о нем, и даже дайте Интернет-адрес для обращения за помощью к вам по этим вопросам.
В центре внимания этой темы предлагаем зафиксировать описание программ и технологий, которые используются опытными лидерами ученического и студенческого самоуправления для обучения новых активистов молодежного самоуправления.
При этом основной акцент необходимо сделать на описании эффективных технологий (приемов, игр, тренингов и т.д.), которые дают реальные положительные результаты, повышают компетентность обучающихся по данным программам.
Молодежное самоуправление (личностный аспект)
Развитие самоуправления как социального феномена сегодня является официальной государственной политикой, которая зафиксирована в Конституции Российской Федерации отдельной главой № 8, где в статьях №№ 130-133 изложено понимание местного самоуправления, его основные функции и правовые гарантии его существования. Следовательно, вопросы организации самоуправления школьников и молодежи — это вопросы государственной политики, которые заслуживают самого серьезного внимания.
Развитие самоуправления школьников и молодежи — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего в лице школы, учреждений дополнительного образования), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у молодежи чувства ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях.[1]
Первое принципиальное положение, на которое следует обратить внимание, заключается в том, что, несмотря на внутренне присущую самоуправлению самостоятельность, в школьном возрасте эта деятельность нуждается в определенной педагогической помощи, минимальной и дозированной поддержке профессиональных педагогов, а также взрослых, прежде всего членов семьи.
Это одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы и других учебных заведений, а в более узком аспекте — качество корпуса управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, то есть будущее страны.
Самоуправление как педагогический феномен давно является объектом изучения.